Выписку билетов в один конец возьмут на контроль. И что?
Ростуризм попросил Росавиацию докладывать о выявленных фактах выписки туроператорами билетов в один конец. Насколько это выполнимо и поможет ли защитить интересы туристов? Мнения экспертов.
Большой брат следит за тобой
Для начала давайте разберемся, откуда у Росавиации эта информация. По словам информированного источника в авиаотрасли, данные о наличии обратного билета можно получить в системах бронирования, причем их предоставление не будет являться нарушением Закона РФ о персональных данных. GDS может предоставить регулятору так называемую «маску билета», в которой содержится отметка о том, какой билет был выписан изначально – в одну сторону или туда-обратно. Учитывая, что билеты на большинство чартеров оформляются через отечественную систему «Сирена Трэвел», проблем с подтверждением фактов об отсутствии обратного билета, скорее всего, не будет.
Что дальше? По словам советника главы Ростуризма по транспорту Дмитрия Горина, ведомство проанализирует полученную информацию и либо ограничится формальным предупреждением, либо – в случае систематических нарушений – пойдет на более жесткие меры.
Только у Ростуризма пока нет этих самых «более жестких мер» – в частности, узаконенных полномочий по исключению из реестра туроператора, который грешит выпиской билетов в один конец. По словам юристов, в законе не прописаны санкции за нарушение постановления правительства № 967 от 22 сентября 2014 года, обязывающего выписывать обратные билеты.
Получается, что, выявив факт отсутствия обратного билета, Ростуризм может только писать туроператору гневные письма и пристально за ним следить в будущем. На худой конец – обратиться в правоохранительные органы с требованием оценить законность деятельности туроператора. Однако, как показал опыт «Жемчужной Реки», в действиях руководства которой следствие не нашло состава преступления, такие меры далеко не всегда являются эффективными.
Сделай то, не знаю что
Вызывает вопросы и само постановление правительства, которое, по мнению турсообщества, не до конца учитывает реалии рынка.
Специфика чартерной перевозки такова, что параметры рейса часто меняются вплоть до вылета, а по закону после выписки билета любые существенные изменения возможны исключительно с согласия пассажиров. Препятствием для выписки обратных билетов также могут стать финансовые обязательства туроператора перед перевозчиком – на момент покупки тура и даже вылета на курорт возвратный рейс может быть еще не оплачен. По законодательству с момента выписки билета начинает действовать договор перевозки и вся ответственность за доставку туриста к месту отдыха и его возвращение домой ложится на перевозчика. Независимо от того, получил он за это деньги или нет. Не все авиакомпании на это готовы – именно поэтому большая часть чартерных билетов выписывается за сутки до вылета.
Как рассказала гендиректор туроператора «Пегас Туристик» Анна Подгорная, в договорах между туроператорами и перевозчиками может быть как выписка билетов в один конец, так и раунд-трип, и это не является нарушением. Например, если турист летит на отдых одной авиакомпанией, а возвращается другой. Как Ростуризм будет отличать такие факты от нарушения постановления правительства – пока загадка. «У нас есть свой перевозчик, поэтому таких проблем не возникает и билеты выписываются сразу – в момент покупки тура», – подчеркнула Подгорная.
Исполнительный директор туроператора «Интурист» Сергей Толчин добавил, что задача следить за выпиской обратных билетов является достаточно сложной еще и потому, что в пакете их запросто может не быть. Если турист, к примеру, купил билет за счет миль «Аэрофлота» и заказал у туроператора только трансфер и наземное обслуживание или вместо возвращения домой продолжит отдых в другой стране. «У нас обратные билеты при их наличии выписываются вместе с основным пакетом документов – это происходит не позднее чем за сутки до вылета. Также можно привести пример, когда в ситуации с «ВИМ-Авиа» ушедший с рынка перевозчик затягивал эту процедуру до тех пор, пока к самолету не подан трап, несмотря на то что программа полетов была предоплачена до конца сезона», – рассказал эксперт.
Оздоровление рынка… постфактум
Несмотря на «беззубость» Ростуризма в этом вопросе, есть случаи, когда регулятор все-таки может привлечь поставщиков услуг к ответственности за выписку билетов в один конец.
Например, если туроператор, не выписавший билет, заключил с авиакомпанией договор фрахта. В таком договоре всегда прописаны обязательства по оформлению обратного билета, и их невыполнение будет считаться нарушением существенных условий перевозки. Это дает Ростуризму право исключить туроператора из реестра по статье 4.2 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
При этом контролировать процесс фрахтования чартерного борта практически невозможно, уточнил глава ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов. Так как это взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов, нередко с цепочкой посредников, ни Росавиация, ни Ростуризм полноценно не могут контролировать, какой именно тип договора и с каким содержанием был заключен между сторонами, а также был ли оплачен конкретный чартерный рейс или накопилась задолженность по расчетам.
Кроме того, и поводов для этого становится всё меньше – по словам осведомленного источника в авиаотрасли, договоры фрахта постепенно уходят в небытие. «На современном рынке туруслуг туроператоры покупают чартерные билеты по агентским договорам через посредников-авиаброкеров, как это было в случае с «Жемчужной Рекой». Всё дело в том, что заключение договора фрахта туроператорам невыгодно, так как в этом случае придется платить налог со всего рейса. Даже перевозчики, которые выкупают целый самолет, часто делают это через своего агента, оформляют как блок кресел за формальную комиссию в 5 рублей и платят налог с этой комиссии», – пояснил собеседник.
Еще один вариант – исключение из реестра по факту неисполненных обязательств. «Жемчужную Реку» действительно лишили статуса туроператора за фиктивные маршрутные квитанции, но эта проблема вскрылась только после того, как перевозчик заявил о своей неготовности работать в долг и ему не удалось оперативно найти замену. Превентивной эту меру назвать сложно. Даже если Ростуризму станет известно о выписке билетов в один конец, это еще не будет считаться неисполнением обязательств, а соответственно, поводом для исключения из реестра. Да и туристы на тот момент, скорее всего, уже улетят на отдых – с обратными билетами или без.
Как защитить туристов?
Возникает резонный вопрос – что можно сделать, чтобы интересы туристов были защищены?
По мнению ряда экспертов, ситуацию должно исправить внедрение «Электронной путевки», если в финальной редакции проекта будут сведения о билетах. Тогда каждую путевку невозможно будет закрыть без наличия всех данных. Это упростит и организацию вывоза туристов в случае форс-мажора – по этой системе можно будет точно узнать, сколько туристов находится на отдыхе.
Не все возлагают на ЭП такие надежды. Руководитель IT-комитета ассоциации «Турпомощь» Игорь Козлов, который принимал активное участие в тестировании последней версии «Электронной путевки», считает, что в случае намеренного искажения внесенных данных она не защитит – проверить их технически пока невозможно. Единственным способом решения проблемы невыписки обратных билетов, по его мнению, является расширение контрольных полномочий Ростуризма по проверке деятельности туроператоров.
«Все обанкротившиеся туроператоры вызывались на совещание, и чиновники были вынуждены принимать почти на веру предоставленные ими сведения, а глубоко и досконально проверить их не могли. Поэтому иногда проходил откровенный обман. Задача госорганов – заниматься предотвращением кризисных ситуаций. Для этого им нужна хотя бы возможность аудита и санации бизнеса – например, как в регламентах Центробанка к ряду отраслей, введения внешнего управления. Если бы при первых признаках финансовой несостоятельности ушедших с рынка туроператоров в них ввели внешнее управление, то потери от их банкротств можно было бы снизить как минимум в 2-3 раза», – считает эксперт. Козлов добавил, что пока четкого определения признаков финансовой несостоятельности ТО нет и их создание, как и введение механизмов контроля на туррынке, – очень непростая задача, но без этой работы устойчивое развитие невозможно.
По мнению Сергея Толчина, ужесточение контроля в сфере туризма нужно, но одним закручиванием гаек проблемы не решить. Более того, излишняя финансовая нагрузка может даже навредить, подкосив тех, кто до этого крепко стоял на ногах. «Отраслевые меры регулирования не могут полностью защитить от тех, кто преступает закон, – это уже совсем другой уровень ответственности. К тому же они могут вылиться в повышение давления на добросовестный бизнес, что неминуемо скажется на цене турпродукта и пошатнет устойчивость отрасли в целом, которая и так переживает не лучшие времена. Сегодня каждый второй может назвать себя туроператором и либо переоценить свои силы, либо и вовсе оказаться мошенником. Выход – повысить порог входа на рынок, но, опять же, это осложнит жизнь небольшим добропорядочным компаниям, например нишевикам», – считает Толчин.
Таким образом, просьба Ростуризма к Росавиации выполняет скорее функцию устрашения, и наказать поставщика за невыписку обратного билета на чартерный рейс пока не представляется возможным. И уж тем более предотвратить ситуацию, когда туристы застряли за границей. Поэтому последним остается только самим позаботиться о своей безопасности, грамотно выбирая, у кого покупать туры или билеты. Если вы в этом не разбираетесь, то, как и в любой области, лучше обратиться к профессионалам.