Предприниматели жалуются на экстремизм сотрудников
В канун очередного летнего сезона отельеры России вновь заговорили о наболевшем – некому работать! Проблему нехватки сотрудников не удается решить даже за счет роста зарплат. «Нам буквально выкручивают руки», – возмущены предприниматели. В чем причина такой ситуации и что можно делать? Редакция предложила ответить на эти вопросы самим отельерам.
«Впору говорить об экстремизме»
«В Калининградской области на сегодняшний день не хватает примерно 30% персонала, – рассказала генеральный директор региональной Ассоциации индустрии гостеприимства Ольга Тесленко. Она подтвердила, что впору говорить об экстремизме сотрудников: «Целыми сменами отказываются работать и выдвигают свои условия».
Казалось бы, вопрос решается просто: нужно платить больше, и желающие выстроятся в очередь. Предприниматели, с которыми мы пообщались, уверяют, что в последние годы зарплаты в гостиницах росли в разы быстрее, чем доходность номеров. В некоторых случаях на известных курортах вроде Красной Поляны и Манжерока горничная может получать и 120 тыс. руб. (работая по 12 часов), но кадровая проблема сохраняется.
«В прошлом году, чтобы не остаться без работников в сезон, мы вынуждены были на 15% поднять зарплату в марте, потом проиндексировать ее в мае и в 2 раза сократить фронт работ, приняв новых людей. По сути, фонд оплаты труда горничных у нас вырос вдвое, – говорит управляющий директор кисловодского отеля «Ария» 4* Наталья Барабанова. – Но проблема все равно не решается. Я не знаю в Кисловодске никого, кто мог бы похвастаться полностью укомплектованным штатом. Например, в нашем отеле сейчас не хватает портье, повара, об администраторе со знанием английского языка приходится только мечтать. В целом по нашему небольшому городу сотни вакансий не закрыты. Люди работают через день, а должны – сутки через трое».
Перегрузка рождает текучку
На почве нехватки персоналах в отелях нередки конфликты. «Горничная одна на 20 номеров – это половина этажа корпуса, нагрузка и работа просто на износ, – жалуется сотрудница одного из премиум-отелей в Крыму, где, несмотря на приличные зарплатные предложения, все время отмечается дефицит кадров. – Если что-то сломалось или возникли другие проблемы, вызываешь специалистов, а они возмущаются: «Почему я должен это делать, я вообще из другого корпуса». И так постоянно. Работников не хватает катастрофически, а на тех, что есть, лежит тройная или больше нагрузка, за которую никто не доплачивает. Как следствие, люди выгорают и уходят.
Одна из причин такой ситуации – сезонность бизнеса на курортах. «Очень сложно найти профессиональных и ответственных людей, которые бы хотели поработать всего несколько месяцев. А брать новичков невыгодно – пока их обучишь, половина сезона пройдет. Поэтому сейчас дефицит кадров по небольшим гостиницам достигает 25%. В заведениях, работающих круглый год, ситуация полегче. При этом зарплата зависит от региона», – говорит председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталия Стамбульникова.
Ради чего напрягаться?
Но на кадровый дефицит жалуются и в городских отелях. Повсеместно есть такая проблема, как взаимное несоответствие ожиданий реальности По словам предпринимателей, это характерно для молодых сотрудников. Они приходят, но с очень высокими запросами: словно не новички без опыта, а как минимум управляющие. Видят, что на низовых должностях порой приходится буквально пахать, и быстро уходят. Правда, молодых тоже можно понять – ради чего напрягаться?
В региональных банках вакансий до сих пор можно найти предложение поработать горничной за 30–40 тыс. руб. в месяц. В маленьких отелях за один оклад нередко хотят получить сразу несколько специалистов. В Алтайском крае есть вакансия, подразумевающая, что за 28 тыс. руб. один человек будет и администратором, и горничной, и прачкой, да еще и заниматься документооборотом. Отельеры пытаются компенсировать недостатки – предлагают бесплатное проживание, питание. Но в первую очередь потенциальные сотрудники все-таки ориентируются на зарплаты.
Что делать?
Такой низкий стартовый уровень оплаты труда при высокой нагрузке можно объяснить недостаточной рентабельностью гостиничного бизнеса. По данным ФНС, этот показатель у отелей значительно ниже, чем, например, в розничной торговле.
Именно поэтому изначально предложить зарплаты на уровне других отраслей у отельеров не всегда получается. Как поднять рентабельность – это отдельная тема. Предприниматели считают, что, учитывая цель нацпроекта (повышение количества турпоездок по России до 140 млн в год. – Ред.), помочь должно государство. Одним лишь освобождением от НДС (льгота действует с 2022 г.) экономику сферы гостеприимства не поднять.
Как говорят специалисты, нужен маневр, открывающий зеленый свет предпринимателям и инвесторам, готовым вкладываться в отели. Но пока мы видим, что происходит обратное – вводится, например, «туристический налог», платить который опять-таки отельерам предлагается из своей маржи или перекладывая эти расходы на туристов.
Ранее TourDom писал, что внутренний туризм в регионах уперся в потолок.