Артур Мурадян – о проблемах взаимопонимания и мерах поддержки турбизнеса во время марафона #tourbusiness_no_stress
«Мы чумные, и наше правительство делает всё, чтобы мы стали еще чумнее, вместо того чтобы объявить туризм приоритетной отраслью», – считает Артур Мурадян, гендиректор Space Travel.
В рамках марафона #tourbusiness_no_stress он прокомментировал последние новости, объяснил, какая польза государству от туроператоров, и предложил варианты поддержки.
Удобный момент избавиться от всех
Марафон #tourbusiness_no_stress – это серия видеоинтервью, в ходе которых президент медиахолдинга «БАНКО» Татьяна Дмитрова предлагает предпринимателям из сферы туризма обсудить плохие новости и попытаться найти в них что-то позитивное. 5 марта эстафету от Ильи Иткина (PAC GROUP) принял генеральный директор Space Travel Артур Мурадян. Он не согласился с прогнозом СМИ по поводу вероятности банкротств средних и небольших туроператоров. И откровенно ответил на все вопросы ведущей, включая самые острые и неудобные.
В частности, Татьяна Дмитрова, транслируя мнение некоторых чиновников, спросила: «Зачем вообще нужны туроператоры? Они непрозрачны, неконсолидированы, вывозят людей за рубеж, а Крым и Сочи не развивают такими темпами, как надо. Сейчас очень удобный момент избавиться от них всех оптом».
«С одной стороны, да, обывательская позиция такова. Но с другой стороны, туризм – отрасль мировой экономики. И сказать: вы нам не нужны – это выстрелить в голову. Зачем вы тогда пытаетесь привозить туристов? Туризм многогранен. Есть плюсы для государства в виде притока иностранных туристов и денег, и минусы в виде выезжающих. Но туризм развивает нацию и ее культуру. К тому же – мы работодатели, социально ответственные компании, практически все. И мы как-то подконтрольны», – отвечает Артур Мурадян.
Эксперт добавил, что в случае отсутствия туроператоров люди не перестанут ездить за границу. И продолжат пользоваться услугами поставщиков услуг, которые также могут обанкротиться. Когда разорилась авиакомпания «ВИМ-Авиа», возникшие проблемы по вывозу туристов решали именно туроператоры. В обратную сторону этот принцип у нас в стране не работает. Когда госорган выпускает рекомендацию (читай – запрет) приостановить продажи туров, туроператоры по закону обязаны делать 100 %-ный возврат денег туристам, а перевозчики и отели – нет. «Нам авиакомпании говорят: аннуляции согласно условиям тарифа. Ростуризм им не указ», – объясняет Артур Мурадян. В судах такая же позиция – идите и судитесь со своими поставщиками. Тот факт, что они зачастую находятся за границей и чихать хотели на решения российских властей, не учитывается: «Это нонсенс. Мы отвечаем даже за то, за что не можем отвечать». Эту несправедливость необходимо устранить.
Турбизнес имеет право на свои ФПР
В случае вынужденной аннуляции тура и турагентства, и туроператоры должны получить законное право оставлять себе хотя бы минимальную сумму фактически понесенных расходов (ФПР) – например, 5 % как вознаграждение за проделанную работу. «Мы не продаем услуги по отдыху. Мы оказываем услуги по подбору и формированию тура. Наше правительство не понимает этого. Подбор должен стоить понятную сумму», – уверен глава Space Travel.
На ковёр к министру. Срочно!
Если бы ты оказался перед главой Минэкономразвития Максимом Решетниковым? Какие бы предложил решения для поддержки турбизнеса, которые можно реализовать быстро? Этот вопрос Татьяна Дмитрова задала в конце беседы. Мы публикуем план Артура Мурадяна в виде вариантов ответов в опросе под этой статьей. А какие идеи поддержали бы вы в первую очередь?
Полную запись смотрите на YouTube-канале «Полезно познакомиться». А 6 марта ждите продолжения марафона – в прямом эфире Татьяна Дмитрова встретится с руководителем сети турагентств «География» Марией Бакериной.