…и какие круизные регионы – самые популярные?
Рынок морских круизов динамично развивается. В этом году темпы роста, как ожидают специалисты, будут выше, чем в прошлом. Эксперты круизного спецпроекта на HotLine.travel рассказали о тенденциях спроса и о том, какой продукт каких поставщиков наиболее востребован.
Сколько туристов выбирают круизы
Если прошлый год для круизного рынка выдался весьма позитивным – 25–30 % роста, то 2020-й обещает установить новые рекорды. Практически все эксперты отмечают хорошие продажи на конец / начало нынешнего года. Причем нынешний зимний сезон, отмечает руководитель круизного департамента PAC GROUP Михаил Фельдман, по динамике обойдет лето. Если в среднем за год рост ожидается процентов 40, то зима замахивается на 60 %.
Впечатляющие показатели во многом объясняются тем, что круизы стали доступнее – каждый год спускают на воду новые мегалайнеры, средний чек на морские путешествия снижается.
В прошлом году, по экспертным оценкам, количество россиян – круизных путешественников – составило около 100 тыс. человек. На фоне общего размера рынка круизов (по данным Всемирной круизной ассоциации CLIA, в 2019 году в круизах побывало около 30 млн пассажиров) цифра пока не впечатляет. Тем не менее, наблюдая динамику, практически все крупные бренды относят российский рынок к числу перспективных, привлекая к сотрудничеству туроператоров и создавая программы русификации сервиса.
Кто с кем
Схемы работы с российскими партнерами у иностранных круизных компаний разные. Например, MSC еще в 2005 году заключила соглашение об эксклюзивном сотрудничестве с PAC GROUP. Компания, в свою очередь, сформировала свой пул партнеров, включающий несколько тысяч турагентств, а также ряд нишевых туроператоров по круизам.
У Costa Cruises эксклюзивного партнера нет, но, как отмечает официальный представитель компании в России Екатерина Илюшина, создан пул туроператоров, которые предлагают ее продукты, напрямую с агентами продажи не ведутся. Такой же подход практикует и Royal Caribbean. Его круизы предлагают разные компании, в частности, «Инфлот круизы и путешествия». А бренд Princess Cruises в России активно продвигает «Бриз Лайн».
На рынке представлены и марки уровня luxury. Например, Holland America Line в классе премиум и Seabourn Cruises в классе люкс, чьи продукты есть, в частности, у «Виа Марис».
Русский формат
Активное развитие русскоязычного сервиса для туристов – одна из главнейших тенденций рынка морских круизов. Сейчас речь идет не просто о русскоязычных группах на определенные даты, а о гарантированных программах адаптации всех услуг на конкретных лайнерах.
5 февраля PAC GROUP представил турагентствам программу MSC FriendShip. Она подразумевает русификацию сервисов на борту сразу 10 лайнеров в акваториях Персидского залива, Средиземноморья и Северной Европы. Это перевод меню, программы дня, ТВ-каналы России, русскоязычные сотрудники в ключевых точках судна. Причем, как подчеркивает гендиректор PAC GROUP Илья Иткин, эту адаптацию дополняет работа туроператора – русскоязычные группы в круизах: его сотрудники живут на каждом русифицированном лайнере и оказывают практически круглосуточную поддержку клиентам.
Своя программа кастомизации, получившая название «Золотые лайнеры», с 2017 года есть и у Costa. По словам Екатерины Илюшиной, все направления, где был создан русскоязычный сервис, показывают большой прирост, поэтому в 2020 году проект расширен до 10 лайнеров.
Особое отношение к гостям из России стремится продемонстрировать и Royal Caribbean, предлагая специальный сервис на борту мегалайнера Allure of The Seas, который в 2020 году будет курсировать в Средиземноморье.
Кто учит, тот растет
Эксперты спецпроекта отмечают, что рост спроса на круизы формируется не только за счет продукта и адаптации сервиса, но и путем повышения квалификации розничных партнеров. Ведь именно от них зависит, отправится ли турист в свой первый круиз. Обучающую миссию уже много лет выполняет PAC GROUP, устраивая роуд-шоу в городах России, предлагая обучающие проекты, программы мотивации и отмечая успехи самых активных продавцов.
Турагенты отвечают взаимностью: ставят туроператора на первую строчку в рейтинге предпочтений сотрудничества.
Рейтинг предпочтений сотрудничества
(итог сезона лето-2019)
Туроператор
|
Лето 2019, % |
Лето 2018, % |
+/- |
PAC GROUP | 46,3 | 46,8 | ● 0,0 |
Инфофлот | 10,9 | 5,2 | ▲ 5,7 |
Инфлот Круизы и путешествия | 8,6 | 10,4 | ▼ 1,8 |
Круизный Дом | 6,3 | 5,2 | ▲ 1,1 |
Бриз Лайн | 5,7 | 5,2 | ● 0,0 |
Коллеги по отрасли в последнее время также усилили работу на этом направлении. Как рассказывает директор по продукту «Инфлота» Юлия Дмитриева, компания запускает обучающий курс «Академия круизов». Он постарается собрать все аспекты, которые могут заинтересовать агентов.
Немаловажный фактор – технологичность туроператоров. Здесь специалисты выделяют подход «Круизного дома», который в прошлом году запустил на своем сайте онлайн-платформу по конструированию индивидуальных туров с круизами. Технология позволяет в режиме реального времени дополнить морское путешествие различными опциями: авиаперелетами, отелями, экскурсиями, трансферами. В компании отмечают, что розничные партнеры уже позитивно оценили IT-новинку. Объем продаж за последний год вырос на 70 % благодаря уникальной технологии, сообщил генеральный директор «Круизного дома» Константин Пучков.
Круизные маршруты на лето-2020: что в приоритете?
В летнем сезоне предпочтения отечественных туристов стабильны, так как продиктованы географическими особенностями. Лучше всего продаются круизы по Средиземному морю и Северной Европе. По оценкам специалистов, на эти регионы приходится до 90 % спроса.
Главный приоритет – Западное Средиземноморье (Италия, Франция, Испания). Так, MSC Cruises в регионе традиционно держит свои флагманские лайнеры с «Яхт-клубом» (обособленное пространство для вип-туристов) – это Grandiosa, Seaview и Divina. В конце 2020 года на воду будет спущен новый корабль – Virtuosa, который сразу направится в Средиземноморье. У Costa Cruises с 2020 года в этой акватории находится новый флагман Costa Smeralda – лайнер, который работает на сжиженном природном газе. У Royal Caribbean в Средиземноморье с мая по октябрь курсирует самый большой, полностью реновированный лайнер Allure of the Seas.
Особое место на карте летних круизов занимает Санкт-Петербург. До недавнего времени Северная столица была единственным городом, откуда начинались морские путешествия для отечественных туристов. Их подсадку на свои лайнеры разрешают три круизных бренда: Costa Cruises, MSC и Princess Cruises. Они работают в формате «интерпортинга» – когда лайнеры заходят в Петербург под конкретные даты, забирая группы наших туристов. Расширение формата упирается в экономику – везти пустые каюты в самую восточную точку Балтийского моря далеко не всем выгодно. Тем не менее в летней навигации 2020 года MSC увеличит частоту судозаходов в Петербург. Город станут посещать уже два лайнера – поочередно раз в неделю.
Недавно к формату «интерпортинга» присоединился еще один российский город – Владивосток. В прошлом году его опробовали Royal Caribbean и Costa Cruises. По словам Екатерины Илюшиной, в 2019-м был совершен пробный круиз, в 2020 году запланировано уже три.
Эпидемия коронавируса в Китае, конечно, может на некоторое время поставить на паузу круизный рынок Юго-Восточной Азии и, в частности, Владивосток. Но как считают эксперты, вирусы приходят и уходят, но если смотреть на перспективу, то высокий потенциал у региона не отнять.
Эмираты взяли пальму
Определенная интрига сохранялась еще недавно по поводу зимнего сезона. Если в прошлом году были сомнения по поводу того, отдало ли Средиземноморье пальму первенства Персидскому заливу, то в этот раз, говорит Михаил Фельдман, все споры отпали – Эмираты взяли первое место. Хорошее авиасообщение, большое количество предложений, практически все крупные международные компании присутствуют в регионе. Всё это сыграло на руку.
Так, зимой-2019/2020 года MSC выставила в акваторию Персидского залива два лайнера – Lirica и Bellissima. Второй представляет класс Meraviglia и впервые пришел в регион. Возвратилась в залив Royal Caribbean. В период с декабря здесь курсирует лайнер Jewel of The Seas с еженедельными отправлениями из Дубая. У Costa Cruises в заливе работает Costa Diadema – один из самых больших лайнеров компании, рассчитанный почти на 5 тыс. пассажиров.
Юлия Дмитриева уверена, что в этом году хорошо должен себя проявить еще один регион круглого лета – Карибский бассейн. Анализ показал, что в России у направления, несмотря на проблемы с американскими визами, сохранились свои поклонники. Судя по всему, в нынешнем году объем продаж должен вырасти. Российские туристы из-за проблем с коронавирусом будут переключаться с Юго-Восточной Азии в поисках более «спокойных» акваторий. Часть голосов однозначно достанется Карибскому региону.