Поисковая система пытается воздействовать на своих партнеров. А толку?
«Слетать.ру» хочет повысить достоверность цен на туры, которые публикуют в этой поисковой системе туроператоры. Предложения, не прошедшие проверки на актуальность, теперь становятся полупрозрачными, а рядом появляется еще и предупреждение о больших доплатах. Поставщикам недостоверных цен поисковик грозит отключением, но наблюдатели сомневаются, что это коснется крупнейших туроператоров.
Будьте прозрачнее!
По данным «Слетать.ру», полупрозрачными становятся предложения, в которых разница между первоначальной и актуализированной ценами превышает 15 %.
Корреспондент HotLine.travel обнаружил двух туроператоров, чьи предложения уже попали под «санкции».
Например, в процессе актуализации цена 11-дневнего тура в Лутраки (Греция) от питерской компании «Петрополитана тур» вырастает с 75 тыс. рублей до 107 тыс., т. е. почти на треть.
В случае с «Инна Тур» ситуация выглядит даже хуже. Полупрозрачным стало название самой компании, которое отображается в общем списке поставщиков.
Для того чтобы ознакомиться с предложениями туроператора, теперь необходимо дополнительно поставить галочку. При наведении на него мышки возникает надпись: «Возможны большие доплаты». А при попытке актуализировать цену появляется приглашение обратиться в офис, так как туроператор не предоставил детальной информации.
В «Слетать.ру» подтвердили, что ограничения в отношении ряда компаний уже действуют. Как сообщил HotLine.travel директор УК «Слетать.ру» Евгений Данилович, система готова снять их при условии публикации актуальной цены – той, за которую можно приобрести тур.
Построить туроператоров
По словам наблюдателей, которым мы предложили прокомментировать эти нововведения, с точки зрения администрации поисковой системы цели декларируются правильные. Туристам проще сделать выбор, если они сразу увидят реальные цены. У них не возникнет иллюзий, а значит, и попыток выбить в турагентствах цену, «как на «Слетать.ру», тоже будет меньше.
Однако сами туроператоры восприняли новость неоднозначно. С одной стороны, участники маркетплейса тоже вроде бы в выигрыше, так как получают равные условия конкуренции за внимание посетителей. Ведь сортировка предложений идет именно по цене. И если администрация площадки не контролирует этот процесс, то велик соблазн манипуляций: в пакет можно не включать, например, дорогостоящие трансферы на Мальдивах или искусственно занизить цену, чтобы впоследствии приплюсовать к ней как бы «топливный» сбор.
Но, с другой стороны, действия «Слетать.ру» были истолкованы как попытка давления на бизнес. Представители двух крупных туроператорских компаний на правах анонимности заявили HotLine.travel, что эта идея им не нравится, и привели свои аргументы.
Взять, например, понятие «турпакет». Согласно отраслевому закону это перевозка плюс размещение. Про страховку или индивидуальный трансфер к отелю на гидросамолете там ничего не сказано. Включать ту или иную услугу в пакет или нет – прерогатива организатора поездки.
С доплатами тоже всё непросто. У туроператора может быть много вариантов одного и того же тура в зависимости от авиакомпании и условий контракта с ней. Размер доплат тоже, соответственно разный. Нужно ли приводить всё многообразие продукта под стандарты сторонней компании – большой вопрос. Причем не только технический. «Профессионально работающие менеджеры турагентств давно знают ассортимент крупных туроператоров и пользуются их сайтами», – сообщил топ-менеджер, пожелавший остаться неназванным. То есть намекая на то, что сервис со временем может потерять свою актуальность.
Представители турагентств, впрочем, с этим мнением не согласны. По словам Леонида Рожнова («Ларуссия») профессионалы действительно редко заходят на «Слетать.ру», но для огромного количества начинающих менеджеров сайт очень полезен как инструмент быстрого поиска и сравнения разных предложений. Его используют франчайзи компании, число которых приблизилось к 600 (в 2017 году было вдвое меньше), многие независимые агентства встраивают модуль «Слетать.ру» на свои сайты, что еще больше расширяет его аудиторию. По факту сейчас это самый популярный поисковый сервис на B2B-рынке.
Кто определяет правила игры
По словам топов «Слетать.ру», их цель – 100 % актуальные цены в системе. Но наблюдатели сомневаются, что этого удастся достичь, не вступая в конфликт с ключевыми поставщиками, которые контролируют до 85 % ассортимента туров. Трудно представить, что «Слетать.ру» отключит, например, «Пегас» или ANEX Tour. Ведь в этом случае он сам потеряет интерес для пользователей.
Впрочем, если посмотреть на предложения крупных туроператоров в «Слетать.ру», то можно увидеть, что разница между первоначальной и проверенной ценами составляет порядка 10 %. То есть вполне укладывается в отведенный диапазон актуальности.
Получается, что преобразования, которые сейчас проводит «Слетать.ру», касаются мелких и средних поставщиков. Для них возможность экспорта туров в популярную поисковую систему, к которой подключены тысячи турагентств, имеет куда большее значение, чем для крупных компаний, выстроивших собственные каналы продаж и обладающие лояльной розницей. И, скорее всего, небольшим туроператорам придется принять новые правила игры.