Авиаперевозка на лето-2011: какие интриги?
В конце февраля договоры между ТО и авиакомпаниями по ряду летних направлений могут остаться неподписанными. Турфирмы, наученные опытом прошлого года, будут выжидать – получит ли допуск на маршрут перевозчик, не перекроют ли ему «кислород» правообладатели.
Вероятно, европейцам, привыкшим к режиму «свободного неба», проблематика этой статьи показалась бы загадочной, как русская душа. Но у нас иная реальность. Куда более жесткая.
Гонка назначений
«Не дай бог, мысль материализуется!», «Любая из авиакомпаний первой по объемам тройки – «Аэрофлот», «Трансаэро» или «Сибирь» – запросто может раскопать в архивах какое-нибудь межправсоглашение тысяча девятьсот мохнатого года…». Так эмоционально реагировали туроператоры на вопрос о том, какие направления могут стать летом новыми точками противостояния между назначенными перевозчиками и прочими претендентами на маршруты. Между тем на сайте Росавиации еще в канун Нового года появилась информация о допуске «Аэрофлота» на регулярные линии из Москвы в хорватские Пулу и Дубровник. В текущем расписании авиакомпании эти пункты не значатся. Пока речь идет о семи рейсах в неделю в каждый из городов, однако авиаведомство может со временем и увеличить частоты. «Не исключено, что «Аэрофлот» заявит, как это было уже не раз, о готовности удовлетворить все потребности в перевозке на этих сугубо чартерных направлениях. Получим очередную монополию с соответствующими ценами», – опасаются на рынке. Нацперевозчик пока не комментирует этот вероятный сценарий. Зато дает понять, что, как и в 2010-м, не намерен пускать конкурентов в Ираклион и Ларнаку. «Трансаэро», чьи интересы и затрагивают, в первую очередь, претензии «Аэрофлота» на крупнейший греческий остров и на Кипр, похоже всерьез настроена дать бой конкуренту в Тунисе. По неофициальной информации, авиакомпания Плешаковых получила назначения на полеты сразу в три востребованных туроператорами аэропорта страны и упорно не согласовывает рейсы нацперевозчику, имеющему виды на новый авиаузел – Энфида. Туристические перспективы Туниса оказались было под вопросом после январских политических волнений. Однако, как рассказал в начале февраля корреспонденту «ГЛ» один из экспертов, ведущие игроки пока не ставят крест на направлении: «Туризм – слишком значимая отрасль для экономики этой страны – при любой власти. Туроператоры надеются, что к началу сезона ситуация успокоится, так что летние полетные программы по-прежнему готовятся». «Сибирь», которая также владеет лицензиями на ряд популярных туристических направлений, как и годом ранее, ни с кем не станет делиться маршрутами из Москвы в болгарские Варну и Бургас, прогнозируют наблюдатели. Кроме того, постарается усилить давление на соперников в регионах. Развернувшуюся борьбу за международные линии Александр Морозов, гендиректор «Авиачартера», метко называет «гонкой назначений». «Сейчас буквально каждая авиакомпания стремится монополизировать выход хоть на какой-то маршрут, причем даже из городов, которые никак не отнесешь к ее традиционным регионам присутствия», – делится наблюдениями эксперт. И приводит в пример «Уральские авиалинии», добившиеся допуска на Болгарию из Уфы.
«Волшебный пинок»
Тем временем к проблеме «административной монополизации» международных авиалиний подключилась ФАС. Пока на словах. Еще перед Новым годом глава антимонопольной службы Игорь Артемьев впервые раскритиковал практику назначения перевозчиков. Как иронизируют на рынке, стимулом послужил «волшебный пинок» от премьера Путина. Ранее он заявил, что это непорядок, когда одна-две авиакомпании диктуют ценовые условия потребителям. Впрочем, эксперты если и выражают надежду на изменения, то весьма осторожную. Слишком уж мощный лоббистский ресурс у крупных авиакомпаний, заинтересованных в контроле туристических направлений. «С вероятностью 50% повторится прошлогодний сценарий, – прогнозирует Сергей Бураков, начальник отдела авиаперевозок турфирмы «Нева», – другое дело, что туроператоры к нему готовы и не будут подписывать контракты, пока не убедятся, что у потенциального партнера есть допуск на маршрут». Как рассказал на условиях анонимности руководитель одного из ТО, крупные игроки, во всяком случае по Греции, уже делают ставку на «Аэрофлот». Он не исключает, что стоимость перевозки на острова Эллады в связи с этим вырастет. Вместе с тем на рынке ожидают хотя бы частичной демонополизации к летнему сезону: «Возможно, «неназначенным» станет легче согласовывать чартеры во второстепенные аэропорты», – говорит Виталий Коренюгин, PR-директор Sky Express. «На Крите есть авиаузел Ханья, там трансфер до многих курортов не менее удобен, чем из Ираклиона», – добавляет Александр Морозов. Аргументом для Росавиации смягчить политику в отношении «неназначенцев» может стать, по мнению наблюдателей, и «массовая пересадка» туроператоров на иностранных перевозчиков. «Это уже происходило зимой на горнолыжной Австрии, где ТО охотно брали блоки у Niki, Austrian Airlines, Air Berlin, German Wings, не желая мириться с ценовым диктатом отечественного монополиста – «Аэрофлота». Повторение картины возможно и летом. В конце концов, на тот же Ираклион летает греческая авиакомпания Aegean Airlines», – говорит на условиях анонимности один из экспертов.
Крылья: «карманные» и потерянные
Вероятно, уже к лету список туроператоров, обладающих аффилированными авиаактивами – TEZ Tour, «Пегас Туристик», «Анекс Тур», пополнит Coral Travel. Сам игрок пока отказывается подтверждать информацию о своем авиапроекте, но в конце декабря от заслуживающего доверия источника «ГЛ» стало известно: речь идет о трех лайнерах А-320, которые Coral якобы собирается задействовать в региональной программе. Кроме приобретений, на рынке туристической авиаперевозки есть и потери. Авиакомпания «Москва» (бывший «Атлант-Союз») может быть поглощена другим перевозчиком – «ЮТэйр». Косвенное подтверждение тому – январское обращение в Росавиацию нового генерального директора «Москвы» Андрея Манвелидзе (сменил Евгения Бачурина) с просьбой передать ее допуски и частоты «ЮТэйр». Судя по просочившейся в прессу информации, парк из девяти «Боингов-737» в случае сделки будет использоваться только на регулярных линиях. Чартерные программы, соответственно, под вопросом. На момент сдачи этого номера «ГЛ» в типографию еще не было ясности по поводу перспектив завершения зимних заказных цепочек. Однако туроператоры, имеющие контракты с «Москвой», уже активно подыскивали альтернативы.