Конкуренция в небе: что ожидать туррынку от авиаперевозчиков
От чего зависят цены на «воздух»? Почему чартерная перевозка предлагается зачастую по тем же ценам, что и регулярка? С чего это авиакомпании стали выставлять на туристические маршруты самую возрастную технику? Чем объясняется дефицит авиабилетов на отдельных маршрутах? Кто теперь авиаброкеры – партнеры туроператоров или их опасные конкуренты?
Летом – 2015 конъюнктура в транспортной сфере отрасли резко изменилась и продолжает меняться.
Давайте разбираться вместе с экспертами авиационного и туроператорского бизнеса.
Как лечили депрессию
Авиационный контрактинг на сезон – 2015 начинался в январе-феврале, когда котировки рубля опускались до рекордно низких отметок, и рынок выездного туризма пребывал, без преувеличения, в депрессии. Производители туруслуг планировали объемы летних программ, исходя из самых пессимистических прогнозов. При этом поменялись акценты спроса на воздушные суда.
«В прошлом сезоне был актуален широкий фюзеляж, машины типа «Джамбо». Теперь заказчики предпочитают более компактные Boeing-757 и Airbus-321 вместимостью до 220 – 230 мест, которые дают неплохую экономику программ без чрезмерных рисков по загрузке», – отмечает Дмитрий Филатовский, коммерческий директор ICS Travel Group. «Оптимальными для этого сезона являются В-757-200, А-321, В-737-800, – делится наблюдениями PR-менеджер ANEX Tour Екатерина Желдак. – Если говорить о дальнемагистральных направлениях, то наиболее актуальным можем назвать Boeing-767».
На таком фоне чартерные перевозчики – как аффилированные с туроператорами, так и независимые – стали избавляться от самолетов, которые могли оказаться невостребованными.
«Они стараются этого не афишировать, так что я не буду упоминать конкретные названия компаний, – говорит руководитель авиаброкерской компании RCC Алексей Молоканов. – Но суть в том, что
практически все перевозчики значительно сократили парки: вернули лизингодателям от 20 до 50 процентов техники».
Ценовые метания
Чтобы загрузить оставшуюся технику, авиаперевозчики стремились оптимизировать тарифы. В результате цены на чартерную перевозку в евро оказались значительно ниже прошлогодних. Но когда отечественная валюта пошла в рост, в авиакомпаниях схватились за головы и начали пересчитывать прайсы. «Сейчас у меня кресло на болгарских рейсах на 18 евро дороже, чем предполагалось изначально. Для этого направления разница существенная», – сообщил в кулуарном разговоре с корреспондентом HotLine.Travel один из предпринимателей.
«Подорожание произошло в марте-апреле и составило у разных перевозчиков от 10 до 25% от изначальных контрактных тарифов», – продолжает тему гендиректор PAC GROUP Илья Иткин. И добавляет, что в итоге на отдельных направлениях – к примеру, на итальянском – чартерная перевозка сравнялась по стоимости с регулярной. Изначально регулярные авиакомпании, как это обычно бывает, дали цены выше, но не стали их корректировать под влиянием колебания валютных курсов. Сам процесс согласования прайсов у них достаточно длительный. Кроме того, перевозчики заинтересованы в том, чтобы удержать заказчиков, сохранить и упрочить позиции на туристических направлениях.
Несмотря на все пертурбации, общая ценовая планка (в евро) сейчас ниже прошлогодней, подытоживает г-н Иткин.
Полюбить сухих. И не новых
Завершая разговор о том, как валютная конъюнктура влияет на авиационный рынок, отметим еще один любопытный факт. Слабый (по сравнению с прошлогодними показателями) рубль дает преимущества перевозчикам, которые эксплуатируют отечественную технику. На чартерном рынке это Redwings, в чьем парке Sukhoi Superjet 100 и Ту-204. «Несмотря даже на то, что по топливной эффективности они проигрывают импортным самолетам, по общей экономике программ наши машины выгоднее за счет рублевого лизинга, – говорит гендиректор Redwings Евгений Ключарев. – Доля международной перевозки в нашем трафике несколько увеличилась. Появились чартерные программы – в прошлом сезоне их не было».
Бытует мнение, что пассажиры… э-э-э… не любят летать на отечественных самолетах. На самом же деле все сейчас решает цена, признаются эксперты. Топ-менеджер туроператорской компании, пожелавший остаться неназванным, сказал такую вещь:
«Все мы давим на перевозчиков: «Давайте дешево! Еще дешевле!» В результате они выставляют на чартерные маршруты самую возрастную технику,
а более или менее новую берут на регулярные рейсы. И эта тенденция будет только укрепляться».
Что в дефиците
Вот при таком раскладе началась туристическая навигация – 2015. И что мы теперь имеем?
Клиентский спрос на фоне весеннего укрепления рубля все-таки превзошел пессимистические ожидания, и, как следствие, в отдельных сегментах рынка возник дефицит авиаперевозки. Конечно, остаются направления – среди них, в частности, Греция, где избыток воздуха носит просто хронический характер. Но вот, к примеру, в апреле и мае было сложно найти в свободной продаже билеты в Римини, периодически ощущалась нехватка перевозки в Неаполь, Катанью, говорит Илья Иткин.
Туроператоры, пожалуй, начали бы расширять программы, но найти свободный самолет на востребованный день недели сейчас сложно. По мнению большинства экспертов, это скорее благоприятный для отрасли фактор: любой дефицит лучше, чем горящие борта и тотальные распродажи. Порой, однако, складываются весьма неприятные ситуации.
Так, в конце мая «Аэрофлот» внезапно забрал у своего дочернего предприятия, «Оренбургских а/л», самолет (Boeing-777), с расчетом на который было сверстано несколько чартерных программ в Болгарию, Турцию, Италию. В результате заказчики – авиаброкеры RCC, «Спасские Ворота», туроператор TUI – экстренно искали замену.
Можно себе представить уровень стресса. Срыв туристического рейса в наши времена – ЧП государственного масштаба.
К счастью, машина нашлась у Nordwind, на ней все и расселись. Никаких компенсаций и даже извинений со стороны группы «Аэрофлот» не ждут: «Видимо, нацперевозчику все можно».
…
Итак, на большинстве выездных направлений туроператоры входят в сезон с ровной загрузкой чартерных рейсов и, соответственно, с надеждой на положительные финансовые результаты по итогам лета. Театром острой ценовой конкуренции сейчас является внутренний рынок, где объемы перевозки, по оценкам экспертов, значительно превышают потенциал спроса.
Обычная ситуация: гиганты поточного туроперейтинга слетаются на направление, которое выглядит перспективным, и устраивают на нем фейерверки SPO. Борются за влияние и оборотные средства.
А точками доходности становятся рынки, от которых изначально никто не ждет ничего хорошего.
Авиаброкер, на кого работаешь? |
---|
Считается, что авиаброкерский бизнес уже несколько лет назад начал себя изживать: мелкие и средние туроператоры, которые берут блоки на рейсах у посредников-консолидаторов, уходят с рынка или переключаются на регулярку. Никто и не заметил, как авиаброкеры сориентировались на другую клиентуру. На самостоятельного туриста, который бронирует перевозку в интернете. В частности, компания RCC заказывает рейсы в Болгарию с прицелом на розничный сбыт через собственный интернет-ресурс и сторонние площадки. Таким образом способствует оттоку потребителей от турфирм классической формации и вступает с ними в конкуренцию. «Мы всего лишь следуем общим тенденциям рынка», – парирует руководитель RCC Алексей Молоканов. |