Туроператоры пытаются спрогнозировать спрос на самых рискованных направлениях
Страны Карибского региона – едва ли не самые рискованные для туроператоров с точки зрения постановки зимних программ. Стоимость авиаперевозки и, как следствие, туров высока, а достаточный спрос в условиях кризиса не гарантирован. Каковы стартовые полетные амбиции участников рынка накануне сезона, и не обернутся ли они «пожаром» на направлении?
До «большого авиапередела»
Карибские планы туроператоров и авиаперевозчиков были сверстаны как раз накануне поглощения «Аэрофлотом» своего крупнейшего конкурента на дальнемагистральных маршрутах – «Трансаэро».
Из Москвы в Мексику (Канкун) с 30 октября были заявлены еженедельные рейсы «Трансаэро», а с 19 и 25 октября, соответственно, – две полетных цепочки NordWind с частотой раз в десять дней каждая.
В Доминикану (Пунта-Кана) с 28 октября анонсировано четыре частоты в неделю «Трансаэро», и две десятидневки NordWind – начало с 27 и с 31 октября. А вскоре о выходе на это направление с собственными рейсами Azur Air объявил ANEX Tour – рейсы будут выполняться раз в десять дней с 27 октября. Таким образом, заявленный объем перевозки на Доминикану оказался даже выше, чем на старте прошлого сезона.
Больше рейсов запланировано и на Кубу – «Аэрофлот» вместо пяти бортов в неделю ставит ежедневные рейсы из Москвы в Гавану. Кроме того, в Варадеро, как и годом ранее, дважды в неделю вознамерилась летать «Трансаэро», и раз в десять дней – NordWind.
Блоки на лайнерах «Трансаэро» в карибские страны взял только «Библио Глобус». Что касается NordWind, то Анна Подгорная, гендиректор «Пегас Туристик», сообщила, что туроператор будет заполнять места на рейсах в Мексику, Доминикану и на Кубу самостоятельно.
Еще раз подчеркнем, что это – предварительные планы.
Что скажет «Аэрофлот»?
А вот какие рейсы в реальности будут организованы и как долго они продлятся – это вопрос. Многое зависит от того, какое решение примут в кабинетах «Аэрофлота». Не пересмотрит ли новое руководство «Трансаэро», назначенное «Аэрофлотом», полетные планы на сезон, а также условия контрактов, ранее подписанных с туроператорами-заказчиками?
По кулуарной информации, сейчас идут интенсивные переговоры между «Трансаэро» и основным держателем блоков мест на ее бортах, уже оплатившим их на предстоящий сезон – «Библио Глобусом». Топ-менеджеры группы «Аэрофлот» осознают, что вернуть в срочном порядке лизингодателям самолеты, задействованные в заказной туристической перевозке, нереально. Поэтому готовы сохранить все законтрактованные зимние маршруты, более того, – учесть пожелания «Библио Глобуса» по корректировке объемов полетных программ. А этот туроператор, по предварительным данным, намерен сохранить изначально заявленные частоты на Доминикану – четыре рейса в неделю до 19 января 2016 г., далее – в случае недостаточного спроса, возможен переход на две еженедельных частоты, или замена типа воздушных судов с Boeing 747 на менее емкие Boeing 777.
По Кубе рассматривается вариант десятидневок «Трансаэро» на Варадеро, вместо изначально заявленных двух рейсов в неделю, либо использование вместо этого маршрута перелетов «Аэрофлота» в Гавану. Что касается мексиканского Канкуна, то, как говорят наблюдатели знакомые с ситуацией, и «Библио Глобус», и другие туроператоры из пула «Трансаэро» не горят желанием брать на себя обязательства по полной загрузке рейса, однако в сохранении этой трансаэровской линии заинтересован сам «Аэрофлот», который рассчитывает реализовать часть мест через свободную продажу.
Исход переговоров, вероятно, будет зависеть от того, готово ли новое руководство «Трансаэро» пойти навстречу туроператорам и скорректировать контрактные тарифы на дальнемагистральных направлениях в сторону уменьшения. Ведь за последние месяцы произошел существенный рост валютных курсов, что пагубно сказалось на платежеспособности туристов.
Пока неясно, будут ли услышаны эти аргументы. Но понятно, что без поддержки крупного партнера-туроператора справиться с загрузкой лайнеров «Трансаэро» на Карибских направлениях «Аэрофлоту» будет непросто. Поэтому, достижение компромисса вполне вероятно, считают эксперты.
Риски растут
Даже если «Трансаэро» резко скорректирует перевозку, вероятность ценового пожара на карибском направлении сохраняется. Причин много.
Другие игроки – «Пегас Туристик» и ANEX Tour, своих полетных планов в регион пока не пересматривают. Между тем, наблюдатели напоминают, что в прошлом году, при даже чуть меньших стартовых объемах «воздуха», сезон начинался в более благоприятных условиях – довольно много ранних продаж было осуществлено еще осенью, до резкого скачка курса доллара. Сейчас же текущая стоимость валюты не позволяет рассчитывать на массовые предварительные бронирования.
Риски туроператоров растут из-за необходимости брать на себя жесткие обязательства в отелях. И это может создать трудности с получением мест. Ряд популярных гостиниц в Мексике и Доминикане уже сейчас объявляют стоп-сейл на высокие зимние даты. Причина – хороший спрос со стороны американского рынка. Проблемы с подтверждением объектов размещения вероятны и на Кубе – после недавнего восстановления отношений с США туристы из этой страны также устремятся на кубинские пляжи, и даже могут составить конкуренцию основному поставщику путешественников на это направление – Канаде.
Напомним, рискованность переоценки объемов полетных программ по Карибам наглядно продемонстрировал прошлый зимний сезон, когда после резкого падения рубля туроператорам и перевозчикам пришлось экстренно урезать полетные программы. Так, «Трансаэро» и NordWind объединяли рейсы в Доминикану и Мексику по принципу «маршрутки», а в середине января «Пегас Туристик» вовсе снял полеты на NordWind в Карибский регион.
***
Редакция HotLine.Travel благодарит за содействие в подготовке материала экспертов «Библио Глобус», ANEXTour, «Пегас Туристик», «НТК «Интурист».