Ситуация вокруг «Трансаэро» ухудшается
6 октября не принесло каких-либо важных заявлений и новостей из оперативного штаба, регулирующего полеты «Трансаэро». Напротив, создается впечатление, что функционеры нацперевозчика и авиавласти отошли в тень – обещанные ежедневные совещания с участием основного заказчика рейсов «Трансаэро» – туроператора «Библио Глобус», не проводятся, решения, которые могли бы определить алгоритм дальнейших действий, не принимаются или не доводятся до сведения общественности, информирование пассажиров сбоит.
Зато Росавиация, как и было заявлено днем ранее, начала спешную проверку «Трансаэро». В коридорах власти обсуждают, что свидетельство эксплуатанта у нее могут отозвать уже 12 или 13 октября – когда-то одна из самых надежных авиакомпаний в мире, после инцидента в аэропорту Краснодара 25 сентября, теперь вызывает подозрения в безопасности, а отвечать, не дай Бог, еще и за ЧП в воздухе, чиновники не хотят. Так они оправдывают свое намерение как можно скорее остановить полеты проблемной авиакомпании. Если это произойдет, куда и за чей счет будут ежедневно пересаживать десятки тысяч пассажиров, как будет организован возврат средств за несостоявшиеся поездки? Ответов, кажется, не знает никто. К тому же создается впечатление, что желающих расплачиваться с людьми в этой ситуации становится все меньше.
Несколько последних дней эксперты авиарынка обсуждали телеграммы BSP и ТКП, из которых ясно, что возврат средств за билеты, приобретенные через агентства, онлайн-сервисы, агрегаторы будет затруднен или невозможен. 6 октября в профсообществах стала подниматься тема возвратов пассажирам, которые купили билеты «Трансаэро» напрямую у авиакомпании. И тут тоже пока ожидания совсем нерадостные, судя по всему, средств на компенсации нет, хотя, казалось бы, «Аэрофлот» поручился за эти выплаты.
Туроператор «Библио Глобус» вчера, со своей стороны, опубликовал краткое разъяснение по поводу оплаченных туров на «Трансаэро» после 25 октября. Судя по сообщению на сайте, в первую очередь туристам предложат пересадку на рейсы других перевозчиков. Что это за рейсы – пока неизвестно. В случае, если пересадка невозможна, компания обещает «возврат денежных средств без удержания фактических затрат со стороны ООО «Библио-Глобус Оператор». Эксперты не понимают, откуда туроператор возьмет такие деньги, и что он будет делать, если власти остановят перевозчика уже на следующей неделе, а не 25 октября. Руководство компании развернутых объяснений не дает.
В общем, пока ситуация складывается крайне негативно.
Юристы, комментирующие все эти события, призывают агентства во избежание разорения «не разбивать свои копилки», не аннулировать ни туры, ни билеты за клиентов без их письменного заявления. Иначе ответственность за это полностью ляжет на сами розничные компании, и тогда шансов вернуть деньги или выиграть суд, уже не останется.
День 6 октября отметился еще и тем, что из состояния ожидания неприятностей туристический рынок перешел в ту фазу, когда проблемы приходится испытывать, как говорится, на собственной шкуре.
Обещание отменить 33 рейса «Трансаэро» менеджмент «Аэрофлота» выполнил, но видимо из-за сбоев в коммуникациях на многих направлениях происходили серьезные накладки.
«Тем, кто самостоятельно приобретал авиабилеты «Трансов», особенно тем, кто уже за границей, не позавидуешь. Оперативный штаб их известить не сможет, даже если захочет. Дозвон в 80 мин туристу по роумингу в копеечку обойдется. И это при условии, что пассажир с телефоном и в курсе последних новостей. А если нет? Как он узнает, что вместо «Трансов» в 15:00 он должен завтра лететь на «Афле» в 12:00?» – написал комментарий к новости на Tourdom.ru Свой среди чужих.
Многочисленные обращения зафиксировали и сервисы по продаже авиабилетов – вчера в течение дня многим их клиентам, вылетающим 7 октября, не предоставили замену. А ведь на сегодняшний день запланирована остановка еще 32 рейсов. Создается эффект снежного кома и те, кому поручено управлять процессом пикирования «Трансаэро», явно не справляются.