Какими станут последствия остановки продаж «Трансаэро» для рынка
5 октября события вокруг авиакомпании «Трансаэро» продолжили стремительно развиваться, как и раньше – строго в соответствии с трендом на непредсказуемость и незавершенность. Что принес нам этот день?
Самое большое откровение 5 октября – сообщение «Библио Глобуса» о том, что он приостановит, иными словами – свернет, программы на «Трансаэро» с 25 октября. Учитывая масштабы деятельности туроператора – еще месяц назад он ежедневно продавал от 15 до 18 тысяч туров, – пока непонятно, куда будут «рассажены» те туристы, чьи вылеты должны состояться после обозначенной даты.
5 октября спрашивать об этом у руководителей «Библио Глобуса» было бесполезно – решение свернуть программы они принимали «по ситуации», на совещании в Росавиации, находясь под прессингом транспортников, которые настоятельно советовали сделать это в связи с грядущей проверкой, по результатам которой «Трансаэро» почти наверняка лишат свидетельства эксплуатанта.
Спрашивается, почему «Библио Глобус» так долго тянул, почему он раньше не перезаключил контракты на перевозку? Ответ ясен всем, кто следил за развитием событий: туроператор пытался выбрать свои депозиты в «Трансаэро». По данным источников, в тот момент, когда один из ключевых владельцев авиакомпании Александр Плешаков был еще в Москве и вел переговоры, завершившиеся принуждением «Аэрофлота» к покупке перевозчика за 1 рубль, на счетах «Трансаэро» должны были находиться 10-11 млрд рублей предоплат от партнеров-туроператоров, большая часть этих средств – поступления «Библио Глобуса». После 25 октября туроператору придется зафиксировать убыток, встать в общую очередь кредиторов «Трансаэро», и скорее всего, забыть о своих деньгах.
Теперь добрая половина туристического рынка волнуется: сможет ли «Библио Глобус» продолжить деятельность, ведь продажи его туров ощутимо просели. Судя по тому, что после решения об остановке программ на «Трансаэро» туроператор тут же начал переговоры с авиакомпаниями, сдаваться он не собирается. С какими перевозчиками идет диалог? По этому поводу в комментариях к новостям на Tourdom.ru развернулась полемика.
Пользователь Артем предположил: «Сядут на «Анекс» и «Пегас» в Доминикану, те с удовольствием блоки отдадут, да и других чартеров у них хватает». На что гость под ником «Заголовок» ответил: «Да уж, «БГ» на блоки «Анекса» и «Пегаса» ХА-ХА-ХА».
Интересно, понимают ли функционеры нацперевозчика, что, убирая со сцены «Трансаэро», ослабляя бизнес его основного заказчика, они не избавляются от конкуренции на туристических маршрутах? Пока суд да дело, зимний турпоток распределяется на компании с турецкими корнями, которые консолидировались и очень эффективно грузят свои борта. Учитывая, что на протяжении нескольких последних лет главным оппонентом для «турецкого блока», возглавляемого «Пегасом» с его «Норд Виндом», был именно «Библио Глобус», вряд ли стоит ожидать от идеологических противников сотрудничества. Значит, «Библио Глобус» пойдет за перевозкой к другим авиакомпаниям, и будет там выстраивать новый центр силы.
А что будет с «Трансаэро»? После того как сделка по покупке перевозчика сорвалась, он стал не просто проблемным, а очень проблемным. Теперь его имя вызывает сплошное раздражение и у кредиторов, и у правительства. Поэтому грядущая проверка, которая непременно выявит многочисленные нарушения, может обернуться новыми претензиями к основным владельцам и управленцам «Трансаэро». Не случайно вчера появилась народная петиция в защиту авиакомпании, и не просто так бизнесмен-демократ Михаил Прохоров напомнил о внешних причинах, приведших к неспособности перевозчика выполнять свои обязательства.
Как это ни парадоксально, но судьба «Трансаэро» уже не сильно волнует турбизнес, теперь все мысли об одном: неужели после всех обещаний и заверений правительства, что никто из пассажиров не пострадает, бремя повторных оплат за несостоявшуюся перевозку «Трансаэро» ляжет на плечи турфирм, билетных агентов, клиентов? Такой сценарий вполне возможен. Даже эксперты авиабизнеса, поначалу вдохновленные вниманием чиновников самого высокого уровня, их декларируемой решимостью не допустить ущемления интересов граждан, постепенно утрачивают оптимизм. И не столько из-за ситуации с «Библио Глобусом». ТКП и BSP отправили своим агентам телеграммы, предупреждающие о почти нереализуемой или малоэффективной схеме возвратов денег за билеты. А, значит, сложности с получением компенсаций возникнут у всех, кто покупал билеты «Трансаэро» через посредников.
P.S. 6 октября на сайте «Библио Глобуса» появилось официальное разъяснение, что будет с оплаченными турами «Трансаэро» после 25 октября.