Появились признаки оздоровления ситуации с выполнением обязательств перед пассажирами «Трансаэро»
9 октября сайт TourDom.ru работал на предельной нагрузке – количество просмотров было сопоставимо с DOS-атакой. С таким напряжением рынок ждал новостей о развитии ситуации вокруг «Библио Глобуса». И новости появились. Во второй половине дня стало известно, что авиакомпания «Трансаэро» открыла туроператору выписку по предоплаченным бронированиям на направлениях Москва – Хургада, Москва – Шарм-эль-Шейх, Москва – Пунта-Кана с обратным вылетом до 15 декабря, сайт на некоторое время завис. Через несколько часов пришел пресс-релиз: «Библио Глобус», «Трансаэро» и «Аэрофлот» достигли договоренности о выделении туроператору дальнемагистральных самолетов для перевозки клиентов до 15 декабря. Другой конкретики пока нет. Но сама по себе информация уже вселяет сдержанный оптимизм.
Возможно, сегодняшний день станет поворотным в затянувшейся истории с выполнением обязательств новым руководством «Трансаэро» перед ее крупнейшим заказчиком. Все предшествующие события приводили наблюдателей к мысли о том, что туроператора целенаправленно исключают из числа равноправных партнеров.
Пиковым событием в череде многочисленных инфоповодов было сообщение «Библио Глобуса» 8 октября об «отсутствии возможности осуществить выписку авиабилетов и передать полный пакет документов, необходимый для поездки всем туристам, у которых дата окончания поездки после 24 октября 2015 года».
«Это значит – все?..» – растерянно комментировали пользователи на портале TourDom.ru. На самом деле это значило, что туроператора поставили перед крайне жестким выбором. Вариант первый: проститься с депозитом в $2 млрд, перечисленным авиакомпании «Трансаэро» в счет будущих рейсов, и выкупать для туристов на «Аэрофлоте» и у других перевозчиков их пустые кресла по коммерческим ценами. Вариант второй: свернуть туроператорскую деятельность с момента, когда вести ее будет уже невозможно.
Действия руководства «Трансаэро» ясно показывали: интересы партнера игнорируются, обесценивается качество, которое стоит за брендом «Библио Глобуса». Неразбериха с обслуживанием его клиентов происходила несколько дней, при этом авиакомпания не информировала туроператора о задержках его рейсов в аэропортах.
Для всех, кто работает в туризме, вполне очевидно: ни один производитель туруслуг не в состоянии аккумулировать резервы, чтобы повторно оплатить порядка 150 тысяч авиабилетов. Об этом в своем открытом письме руководителям Правительства заявили общественные организации и крупные розничные объединения.
Возможно, кумулятивный эффект обращений, обратной связи от СМИ, которые выпускали новости о надвигающемся коллапсе и, прежде всего, действия самих руководителей «Библио Глобуса» изменили ход событий. Во всяком случае, сегодня появилась надежда на то, что «Аэрофлот», «Трансаэро» и туроператор найдут компромиссные решения, которые позволят участникам рынка выполнить обязательства перед клиентами.
Мнения экспертов о первопричинах создания такой драматической ситуации на туристическом рынке читайте в статье «Денег нет».