Почему проект запустили именно сейчас и на каких туристов он ориентируется
В июне «Библио Глобус» совместно с компанией «РЖД Тур» организовал железнодорожный чартер по маршруту Москва — Анапа. По утверждению организаторов, первый состав из 12 вагонов отправился с полной загрузкой. Почему же привычную схему сотрудничества, которая давно и успешно работает между туроператорами и авиакомпаниями, не использовали раньше и насколько перспективен эксперимент с железнодорожными чартерами?
Почему сейчас?
Основной проблемой, мешавшей туроператорам заключить с РЖД счастливый союз, была невозможность приобрести групповые билеты по специальной цене и за длительный срок. Согласно правилам, железнодорожники могут реализовывать проездные документы не ранее чем за 45 суток до даты отправления поезда. Поэтому прежде туроператоры почти не работали с железной дорогой за исключением коротких программ, где риски были оправданны. Это, например, поезда в Финляндию на период новогодних праздников.
Почему же идею запуска полноценного железнодорожного чартера на юг было решено реализовать именно сейчас, в разгар кризиса? Дело в том, что ОАО «РЖД» подписало с несколькими компаниями контракт на группы мест с ответственностью за 90 дней. Это позволяет туроператорам бронировать и продавать групповые ж/д билеты не за 45 дней, а за в два раза больший срок. Следует учитывать, что снять лишние места при этом можно не позднее, чем за 45 дней — в противном случае они становятся штрафными. Схема очень похожа на схему покупки жестких блоков у авиаперевозчиков: в общем-то, у них она и была скопирована.
Смягчение политики РЖД по отношению к турфирмам может быть связано с падением трафика. По информации «Випсервиса», пассажирная железнодорожная перевозка в России на данный момент показывает снижение на 5 и 11% по сравнению с итогами за 2014 и 2013 гг. В то же время внутренняя авиаперевозка демонстрирует небольшой, но рост. «Железной дороге необходимо было предложить новый продукт в этих конкурентных условиях — им и стал чартер Москва – Анапа», — говорит Дмитрий Горин, генеральный директор компании «Випсервис».
«Вместе с “Библио Глобусом” мы давно размышляли над этой идеей, — рассказал генеральный директор “РЖД Тур” Сергей Ильягуев, — и к сегодняшнему дню для ее реализации назрели необходимые экономические предпосылки. Вектор развития внутреннего туризма, который задает государство, сейчас направлен как раз на наш отечественный юг. Он позволил нам финансово подкрепить этот эксперимент».
Сам факт наличия железнодорожного чартера, конечно же, не вызвал бы рост пассажиропотока. Важна цена, которую организаторы проекта смогли предложить с помощью этой бизнес-схемы. Недельный тур на ж/д чартере в пансионат 2*обойдется туристу примерно в 21 тыс. руб., тогда как такое же предложение с авиаперелетом стоит почти в два раза больше.
Самостоятельные туристы, заказывающие билеты напрямую в РЖД, при этом оказываются в менее выгодных условиях. Ведь не стоит забывать о динамическом образовании цен, принятом на железной дороге. В начале и в разгаре сезона разница в стоимости одного и того же билета может быть весьма существенной. По словам Дмитрия Горина, здесь как раз очень выгоден именно групповой, чартерный билет, в отличие от индивидуальной покупки. «Естественно, в приоритете операторы, владеющие гарантированной ценой, которая не меняется в большую сторону», — рассуждает руководитель «Випсервиса».
Продажи туров с проездом на чартерном поезде Москва — Анапа открыты вплоть до конца летнего сезона. И, по словам генерального директора «РЖД Тур» Сергея Ильягуева, сейчас торговля идет довольно бодро — заполненность рейсов держится на уровне 60%. «Надо понимать, что на ближайшие даты туров продано больше, а ближе к концу августа — меньше. По итогам лета мы ожидаем заполненность порядка 80–85%», — поясняет глава «РЖД Тура».
Под стук колес — за романтикой
Кто же он — турист, едущий отдыхать в чартерном поезде дальнего следования? По словам экспертов по внутреннему туризму, портрет его неоднозначен и пестр. Многочисленное семейство, зачастую вместе с бабушками и дедушками, либо, напротив, студенческие и молодежные компании, которые очень охотно покупают плацкарт (половина вагонов в чартерном поезде именно плацкартные). Никто не отменял и романтику дороги. Людей, которые хотят вдоволь поспать под стук колес, тоже немало. Наконец, есть и те, кто попросту боится летать самолетами.
Организаторы признают, что у их проекта есть и недостатки. Так, по результатам первых заездов выяснилось, что очень многие туристы решили сэкономить на услуге выбора места в поезде: ее предлагалось либо купить, либо положиться на удачу. В итоге по факту большая семья могла вся оказаться на верхних полках, а то и вовсе в разных вагонах. После первой же отправки в «РЖД Тур» решили отменить опцию выбора — пользоваться этой услугой или нет. «Убеждать людей уже на перроне, что надо было изначально не пытаться экономить на выборе места, бесперспективно в нашем понимании», — объяснил такое решение Сергей Ильягуев. В целом же, по его словам, в устранении недочетов работы чартера нет ничего невозможного, и все нюансы, которые возникли во время первых отправок, будут сглажены в самое ближайшее время.
В настоящий момент компания активно прорабатывает аналогичный вариант поезда в Сочи. Запустят ли его в нынешнем сезоне, будет зависеть от спроса в августе. Кто выступит партнером «РЖД Тура» в этом новом проекте, пока неизвестно — переговоры ведутся и с «Библио Глобусом», и с Coral Travel, и с другими игроками.
Наблюдатели со своей стороны считают такое сближение очень перспективным. Чем больше туроператоров будут сотрудничать с железной дорогой, тем больше интересных программ они смогут предложить. И особенно в сфере познавательного туризма. «Турфирмы начали активнее покупать у нас билеты. Люди поехали в экскурсионные туры в Петрозаводск, Самару, Псков — словом, во все края», — отметил Дмитрий Горин.