Стоп-кран не сорвут. В остальном возможны варианты
Авиаперевозчик заявляет, что против него развязана информационная война. Партнеры-туроператоры демонстрируют лояльность. А самый важный вопрос для их дистрибьюторов состоит в следующем: что же все-таки будет с "Трансаэро" в ближайшие недели и месяцы?
В прошлую пятницу руководство "Трансаэро" распространило обращение к СМИ с призывом остановить шквал негативных публикаций: "Развязывание информационной войны в российской авиатранспортной отрасли с целью дискредитации любыми средствами одной из крупнейших авиакомпаний страны — очень опасный по своим последствиям шаг. Мы призываем средства массовой информации не участвовать в этой войне, не способствовать распространению предоставляемых им в большом количестве недостоверных материалов, тщательно проверять информацию, задавать вопросы, на которые мы всегда готовы ответить".
Действительно, медийная волна негатива способна обрушить продажи и в значительной степени нивелировать те усилия, которые сейчас предпринимаются для спасения авиакомпании. А они уже дают результаты. 20 августа поступила обнадеживающая новость: вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство готово поддержать авиаперевозчика, если банки-кредиторы выберут позитивный сценарий выхода из этого клинча.
Вечером того же дня «Сбербанк» сообщил о продлении для «Трансаэро» ковенантных каникул до 1 октября. Ожидается, что ВТБ и ВБРР обозначат свои позиции в течение нескольких дней.
Независимо от их решения, эксперты транспортного и туроператорского бизнеса прогнозируют следующее.
Предупредить за два месяца
Миллион к одному, что резкой остановки полетов «Трансаэро» не будет. Все-таки речь идет о второй по объемам трафика авиакомпании в стране (13 198 591 чел. пассажиров за 2014 г.). Если сорвать стоп-кран перевозчика, который в день обслуживает тысяч по 30 пассажиров, то ЧП будет беспрецедентное. А стране сейчас меньше всего нужны новые социальные потрясения.
По неофициальной информации, в июле Минтранс обращался в «Аэрофлот» и S7 с поручением проработать вопрос о вывозе пассажиров на случай остановки деятельности «Трансаэро». Как сообщают источники HotLine.Travel, выводы сделаны такие: надо закрыть продажи за два месяца до планируемой даты прекращения полетов, подкопить провозные емкости, и только тогда можно будет подхватить пассажиропотоки «Трансаэро», избежав коллапса.
Второе, о чем уверенно говорят наблюдатели: какую бы позицию сейчас не заняли кредиторы, до осени на государственном уровне не будет принято судьбоносных для перевозчика решений. Август – такое время, когда чиновники по большей части находятся в отпусках. А в данном случае понадобилась бы резолюция на уровне главы правительства.
Обсуждаться эта тема может в сентябре-октябре, и тут просматриваются три основных сценария.
От позитива – до негатива
Первый вариант развития событий, позитивный для «Трансаэро»: долги реструктуризируются, и авиакомпания продолжает деятельность. Несмотря на весь негатив, который выплеснулся на перевозчика в СМИ за последний месяц, такое возможно.
Конечно, лобби авиакомпании сейчас ослабло, и в этой связи руководители турфирм обращают внимание, что первая жесткая публикация в «Коммерсанте» появилась 6 августа, ровно через 40 дней после кончины Евгения Примакова. Именно ему всегда приписывали поддержку «Трансаэро» на самом высоком политическом уровне.
Тем не менее, недавнее заявление Аркадия Дворковича о том, что государство при определенных условиях готово поддержать авиаперевозчика, лишний раз подтверждает уровень связей и влияния самих супругов Плешаковых. Они сейчас борются за свой проект, проводят реформы, защищают имидж авиакомпании, приводят аргументы в пользу ее жизнеспособности. Напомним, 12 августа «Трансаэро» опубликовала пресс-релиз, а 14 августа – свои финансовые итоги за первое полугодие 2015 года. В отчетности говорится, что чистый убыток удалось сократить на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Второй рассматриваемый наблюдателями вариант развития событий – в принципе, возможный, но негативный и для «Трансаэро», и для банков, и для потребителей. Авиакомпанию просто закрывают. На те суда, что в собственности – могут претендовать кредиторы, но много ли они в результате получат? Самолеты что-то стоят, если они эксплуатируются, а когда остаются на бетоне – генерируют чистый убыток. Кроме того, если это случится, конкуренты «Трансаэро» вряд ли смогут компенсировать потребителю ее отсутствие. Конечно, «Аэрофлот» и его дочерние авиапредприятия, плюс та же «Сибирь» с удовольствием заберут высвободившиеся доли рынка, какие смогут «окучить». Например, лоукостер «Победа», входящий в группу нацперевозчика, уже заявил о намерении летать за рубеж и провел переговоры с туроператорами о сотрудничестве зимой-2015/16.
Но что произойдет летом? По мнению экспертов, возможен дефицит перевозки на российские курорты из Москвы и регионов, а как следствие – рост цен.
Вариант третий: «Трансаэро» после реструктуризации долгов передают, допустим, «Аэрофлоту», в группу которого ранее вошел уже целый ряд авиапредприятий. Но если авиакомпания № 1 поглотит авиакомпанию № 2, то можно будет говорить о том, что рынок пассажирских авиаперевозок в России тотально монополизирован. «Аэрофлот» и так уже держит на нем 45%. Ну и что, казалось бы? Да, в общем-то, ничего. Однако государство все-таки стремится поддерживать хотя бы видимость конкуренции.
Туроператоры выражают лояльность
Тем временем, крупные заказчики из операторской среды демонстрируют лояльность к «Трансаэро». Основной партнер – «Библио Глобус» – 20 августа распространил пресс-релиз, в котором управляющий директор компании Александр Туголуков заявил: «Мы будем и дальше делать все необходимое и возможное по обеспечению туристской деятельности, развитию внутреннего туризма, продолжая стратегическое партнерство с авиакомпанией «Трансаэро».
21 августа вышел пресс-релиз НТК «Интурист». В нем отмечены большие заслуги «Трансаэро» перед обществом, социальная ответственность, высокое качество сервиса. «Хотим особо отметить, что дальнейшее развитие, запуск продаж новых направлений и расширение региональной программы мы планируем на базе нашего успешного и доверительного стратегического партнерства с авиакомпанией Трансаэро», – заявляет «Интурист».
Все это свидетельствует о том, что борьба за жизнь «Трансаэро» продолжается.