Cам или убрали? И что теперь будет?
В руководстве «Аэрофлота» произошли важные для туризма перестановки. Вместо Андрея Калмыкова руководить коммерческой деятельностью перевозчика будет Шамиль Курмашов. Что меняется для туроператоров?
Андрей Калмыков перешел с должности первого заместителя гендиректора по операционной и коммерческий деятельности на позицию первого зама по производственной деятельности. Такое решение было принято 21 декабря на правлении «Аэрофлота». Информацию об этом «ГЛ» получила от неофициальных источников, а утром 24 декабря ее подтвердил нашему корреспонденту сам г-н Калмыков.
Напомним, что в уходящем 2012 году на него обрушился целый шквал проверок. Все началось в январе с негативных публикаций в СМИ – Андрея Калмыкова обвиняли в том, что при распределении перевозки «Аэрофлота» он подыгрывает фирме «Санрайз Тур», которая, как в марте писали «Ведомости» со ссылкой на СПАРК, является собственностью жены и матери г-на Калмыкова, а раньше принадлежала ему самому. В феврале совет директоров авиакомпании поручил комитету по аудиту проверить отношения с «Санрайзом». Почти одновременно депутат Госдумы Алексей Корниенко направил на имя генерального прокурора РФ Юрия Чайки запрос с требованием расследовать деятельность Андрея Калмыкова.
Внутренняя проверка никаких нарушений не выявила. А вот внешние ревизоры сделали другие выводы. В марте в «Аэрофлот» поступило представление Генпрокуратуры, в котором говорится, что работа менеджмента не отвечает целям авиакомпании и требованиям закона, что преференции «Санрайзу» могли предоставляться и привести «Аэрофлот» к убыткам в несколько сотен миллионов рублей. Руководству авиакомпании было предложено рассмотреть вопрос о согласии на осуществление уголовного преследования в отношении Андрея Калмыкова.
На этом, казалось, все неприятности Андрея Юрьевича и закончились. Но под конец года 2012-го в его карьере наступил очередной внезапный поворот. И теперь наблюдатели спорят о том, чем вызвано перепозиционирование топ-менеджера.
Сам он разослал коллегам письмо, в котором заявил, что это его собственная инициатива. Однако многие эксперты склоняются к другой версии, согласно которой г-на Калмыкова отстранили от коммерческой деятельности в результате очередной внешней проверки, проведенной по инициативе Росимущества.
Коммерческие вопросы в «Аэрофлоте» теперь курирует Шамиль Курмашов, заместитель гендиректора по финансам.
Каковы будут последствия для туристической отрасли?
По информации от источника в авиакомпании, «должна прекратиться практика кулуарного распределения дефицитной перевозки» - все будет выставляться на открытые электронные торги. В последнее время они превратились в профанацию: на аукцион выставлялись невостребованные направления, а все нужное блочникам распределялось в ходе закрытых переговоров.
Ближайший аукцион предполагалось провести 29 января 2013 года, но теперь его отложат – чтобы сформировать лоты по целому ряду дополнительных направлений и дать возможность подготовиться к торгам туроператорам, которые ранее участвовать не планировали.
Каких еще перемен ждут для себя участники туристического рынка? Спросим у них самих.
Дмитрий Мазуров, гендиректор «Санрайз Тур». (Андрея Калмыкова недоброжелатели обвиняют в лоббизме интересов этой компании – ред.)
Перепозиционирование Андрея Калмыкова – внутреннее дело «Аэрофлота». На нашу компанию это никак не влияет. СМИ много писали об аффилированности нацперевозчика и «Санрайз Тур», но если вы в теме и способны анализировать факты, то понимаете, что все это голословно. Просто посмотрите, кто летает на «Аэрофлоте», Летают все, кто в этом заинтересован.
Дмитрий Филатовский, коммерческий директор ICS Travel Group (Туроператор обеспечивает «Аэрофлоту» значительные объемы по Кипру и Болгарии, а также сотрудничает с авиакомпанией на дальнемагистральных направлениях)
По поводу возможного протекционизма мне сказать особенно нечего – по крайней мере, на наших направлениях мы с ним не сталкивались – правила игры всегда были одинаковы для всех участников, четко озвучивались перед началом сезона и соблюдались на протяжении всей программы. Однако, разумеется у партнеров "Аэрофлота" существует множество вопросов и пожеланий, направленных на повышение эффективности сотрудничества с авиакомпанией. Очень надеемся, что новый топ-менеджер, в чью сферу перейдут коммерческие вопросы, будет проводить политику максимальной открытости с туроператорами-партнерами.
Людмила Пучкова, президент «Ланта-тур вояж» (В критических публикациях СМИ не раз обвиняли Андрея Калмыкова в том, что его политика привела к краху «Ланту»)
Ни одного плохого слова в адрес Андрея Калмыкова сказать не могу. Да, при нем туроператорам предлагались и даже навязывались невыгодные условия сотрудничества по целому ряду блочных направлений. Но коммерческий директор действовал в интересах авиакомпании, проводил политику своего руководства.
Назначение Шамиля Курмашова куратором коммерческого блока, на мой взгляд, свидетельствует о том, что «Аэрофлот» планирует больше заниматься регулярными перевозками. А в блок-чартерном сегменте играть только на самых выгодных, не сложных направлениях. И уделять большое внимание другим проектам – в первую очередь, программе создания лоу-кост перевозчика.