Национальные турофисы увеличивают маркетинговые бюджеты
В 2010 году туристические державы мира готовы тратить больше на привлечение клиентуры из России. Во всяком случае, об этом заявили многие турофисы массовых направлений, а некоторые из них даже обнародовали суммы маркетинговых бюджетов. Как будут потрачены миллионы долларов и евро?
Кто больше
Самое массовое летнее направление показывает конкурентам положительный пример. Министр по туризму Турции Эртугрул Гюнтай официально заявил, что за первые шесть месяцев 2010 года его страна потратит на продвижение в России $8 млн, тогда как за весь 2009-й на эти цели было выделено $10 млн.
Удваивает расходы Израиль: планирует в течение года вложить $3 млн в рекламу и порядка $3,5 – в различные промоакции. Бюджет малайзийцев пока предварителен, около – $1 млн, это больше, чем в 2009 году, но на сколько – не уточняется.
По Греции обнародована лишь общая сумма, которая пойдет на раскрутку в разных странах, – €12 млн. Какая часть достанется нашему рынку, не известно, но турофис дает понять, что можно рассчитывать на увеличение инвестиций.
Аналогичной тактики придерживаются представительства по туризму многих других стран: точных цифр не называют, но туманно сообщают о планируемом росте финансирования, причем в ущерб рекламной активности на прочих рынках сбыта.
Отсутствие конкретики может объясняться тем, что бюджеты все еще не сформированы. Финансисты и чиновники колеблются. На одной чаше весов – желание побороться за щедрую российскую клиентуру, на другой – опасения, связанные с общей неопределенностью перспектив туристического рынка. «Надо смотреть, анализировать и принимать решения в оперативном порядке, – сказали корреспонденту «ГЛ» в одном из национальных представительств по туризму. – Дополнительные расходы будут иметь смысл, только если сезон вообще пойдет хорошо».
Воздержавшиеся
В отличие от многих массовых направлений Тунис пока не планирует повышать маркетинговые ставки: на раскрутку в России выделяется $700 тыс., как и в 2009 году.
Воздержался пока и Кипр, однако на этом направлении запланированы большие перемены на 2011 год. «Мы не только увеличим бюджет, но и пересмотрим концепцию продвижения. Уже объявлен тендер среди рекламных агентств», – сообщил Димитрис Димитриу, директор московского представительства Кипрского управления по туризму.
С акцентами и без
По части каналов продвижения у каждой страны свои приоритеты. К примеру, директор российского представительства Министерства по туризму Малайзии Аммар Абд Гапар полагает, что оптимальная комбинация – это наружная реклама плюс интернет-публикации: «Так можно привлечь максимум внимания». «Мы тоже задействуем электронные СМИ, но помимо этого сделаем акцент на глянцевых журналах для женщин, – говорит Межид Кахлауи, директор Управления по туризму Туниса. – Ведь у нас очень развита талассотерапия».
А вот греки при разработке своей маркетинговой концепции стремились к универсальности. Как сообщила Анджела Гереку, заместитель министра по туризму Греции, рекламные обращения в сезоне-2010 адресованы разным слоям потребителей, а также профессиональной аудитории, поэтому задействованы практически все носители и самые разноплановые СМИ.
Похожая тактика у Гонконга. «Будем давать рекламу везде: в Интернете, в глянцевых и деловых журналах, на некоторых телеканалах, например «Моя Планета» и «Домашний». Хотим стать видимыми», – поделился с корреспондентом «ГЛ» Майкл Флэй, директор Управления по туризму Гонконга в Центральной Европе.
Характерная особенность сезона: национальные турофисы больше средств выделяют на промоакции, делают их все более креативными и полагают, что отдача будет выше, чем от рекламных публикаций.
И еще одна новость. Практически все «идут в регионы» – планируют маркетинговые кампании в крупных городах России.
Upgrade имиджа
Турция и Тунис выделяются на общем фоне стремлением продвигать не только курорты, но и экскурсионку. Эртугрул Гюнтай заявил, что турецкое правительство приложит максимум усилий с целью привлечь россиян в исторические и культурные центры – Стамбул, Эфес и др.
А тунисский министр по туризму Слим Татли на встрече с журналистами и туроператорами в дни весенних выставок в Москве долго и увлеченно рассказывал о том, что Северная Африка – колыбель цивилизации.
Новый информационный посыл зазвучит в рекламе Гонконга: слоган Food and buy («Еда и покупки») меняется на Festive Hong Kong («Фестивальный Гонконг»). «Шопинг и рестораны, как и прежде, привлекают гостей в нашу страну, – прокомментировал Майкл Флэй. – Однако в 2010 году в Гонконге пройдет шесть разных фестивалей, и мы решили сделать акцент на них».
Греки же стремятся усилить национальный колорит своей маркетинговой кампании. Предыдущий слоган Greece, true experience (в переводе с английского «Греция – истинный опыт»), по неофициальным данным, сочли «не очень греческим», не вызывающим нужных ассоциаций. Теперь его меняют на Kalimera Greece! (kalimera – доброе утро, греч.).
Чистый креатив
Одна из самых необычных разработок принадлежит Израилю. Директор по маркетингу национального туристического управления Софья Кошаровская сообщила, что страна потратила свыше $150 тыс. на создание виртуальной выставки Go Israel. Это интернет-портал, на котором представлены трехмерные изображения достопримечательностей и курортов Земли обетованной и даже «объемные портреты» первых лиц принимающих ТО.
В соседней Иордании решено инвестировать средства в обучающие программы для российских турфирм. Каждые три месяца планируется проводить курсы, на которых ведущие туроператоры направления будут повышать квали-
фикацию сейлз-менеджеров турагентств. «Пора нам составить серьезную конкуренцию ОАЭ и Израилю», – заявил управляющий директор иорданского офиса по туризму Найеф Аль-Файез.
И еще один необычный проект, инициированный в целях продвижения на российском рынке. Правительство Малайзии готово частично финансировать организацию прямой авиаперевозки из Москвы в Куала-Лумпур. «Теперь вопрос в том, кто из туроператоров и перевозчиков согласился участвовать в этом проекте», – прокомментировал Аммар Абд Гапар.
Чего хотят операторы
Когда заходит речь о маркетинговых бюджетах турофисов, участники рынка, естественно, интересуются, каковы их шансы получить «адресные дотации» на рекламу и производство каталогов. Такая форма продвижения рассматривается, в частности, на греческом направлении. В связи с этим вспоминается прошлогодняя интрига: Министерство по туризму Греции обещало туроператорам €500 тыс. на рекламу, но после не слишком удачного сезона пошли разговоры о том, что денег никто не получит. В ходе переговоров инцидент был улажен в пользу турфирм, но с тех пор тема рекламных дотаций воспринимается на рынке с некоторым скепсисом.