Александр Байбородин, руководитель «Юридической компании Александра Байбородина», уже выступал с рекомендациями для турагентов, объяснив, что необходимо делать при крахе туроператора. Поскольку туристический рынок продолжает лихорадить, вопросы у агентств не иссякают и юрист публикует новые советы.
Действуем по плану
Агентам, пострадавшим от новой волны банкротств туроператоров, настоятельно рекомендуем ознакомиться с порядком действий при банкротстве ТО и бесплатно скачать образцы необходимых документов, а также – до подачи документов к страховщикам – проверить свои договоры с туристами на типичные ошибки. Напомню, отсутствие в договоре существенных условий может стать причиной отказа в выплате со стороны страховщика или ахиллесовой пятой, если хорошо подготовленный турист обратится с претензией.
Не стоит опускать руки – выплат может хватить
При этом размер выплат по «Лабиринту» не должен смущать агентов и заставлять их опускать руки.
Помните, что обращение за компенсацией к страховщику (вне зависимости от конечного размера выплаты) существенно снижает дальнейшие риски агента, даже если турист впоследствии предъявит претензии. Сейчас многие клиенты считают процедуру получения выплаты по фингарантиям бесполезной. Им стоит напомнить, что каждый раз при крахе туроператора события развиваются по индивидуальному сценарию. Ранее в огромном количестве случаев туристы получали выплаты от страховщиков.
Турист предъявляет письменные претензии? Ознакомьтесь с рекомендациями по ответам
В связи с банкротствами ТО наша компания продолжает дальнейшую публикацию в открытом доступе материалов и документов, которые могут помочь выстоять под натиском со стороны пострадавших туристов.
Количество претензий в адрес турагентств растет. Так как компенсации по обязательствам «Лабиринта» со стороны страховщиков крайне незначительны, осенью-зимой 2014 года поток обращений может стать лавинообразным. Безусловно, будет определенный процент отчаявшихся туристов, которые попытаются получить свои кровные у турагента – просто потому что больше идти некуда.
В связи с этим мы разместили на нашем сайте подробную памятку по ответам на претензии туристов с перечнем наиболее частых вопросов от агентов.
Нужно ли расписываться в получении претензии? Стоит ли отвечать на требование, полученное по электронной почте? Ответы на эти вопросы можно получить на нашем сайте в разделе «Ответы на претензии туристов».
Для скачивания доступен образец предварительного ответа на претензию туриста – он будет полезен в тех случаях, когда по тем или иным причинам ответить в 10-дневный срок не удается.
Говоря о претензиях, связанных с крахом ТО, нужно помнить главное – по закону вы правы. Статья 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» закрепила ответственность туроператора (а не агента) в случае неисполнения договора из-за краха ТО, а разъяснения Пленума Верховного суда подкрепили действие упомянутой статьи.
Беда в том, что многие агенты роют яму своими руками
Даже сейчас, после череды банкротств туроператоров и серии разъяснительных статей на HotLine.travel, к нам продолжают обращаться агенты с договорами образца начала 2000-х. Ни слова о туроператоре (или упоминание одной строкой), предмет договора – «предоставить туристическую поездку». С таким договором составить ответ на претензию гораздо труднее, а шансы на успех в суде резко сокращаются.
В этой связи мы дополнили и одновременно упростили наш список из типичных ошибок в договорах, сопроводив его примерами из жизни: как ни в коем случае не нужно писать в договоре и как должно быть. Тем агентам, которые по тем или иным причинам не могут позволить себе эффективную юридическую поддержку и профессионально составленный договор, мы рекомендуем незамедлительно проверить договор своими силами с использованием памятки по составлению правильного договора с туристом. В ситуации, когда не проходит недели без исчезновения ТО, наличие в договоре с туристом необходимых пунктов становится критически важным.
Мы надеемся, что размещенные материалы помогут снизить количество случаев, когда турагенты теряют деньги не столько по вине законодателей, сколько по банальному «авось» и по своему недосмотру.