Чем гарантированы летние туры? Тест турагентов на знание фингарантий
Уже в мае у большинства туроператоров истекает срок действия договоров о финансовом обеспечении. Страховщики не горят желанием их пролонгировать, ведь после крахов турфирм в 2014 г. они считают страхование турбизнеса слишком рискованным. Знают ли о проблеме турагенты, как реагируют на вопросы туристов о фингарантиях туроператоров?
Что разобраться в ситуации, корреспондент HotLine.travel под видом клиента обзвонил несколько московских и региональных турфирм.
А деньги вернете?
Задача турагентам ставилась так – посоветовать тур в Турцию для двоих на конец июля. Рассказать о туроператоре и его страховщике, убедить в надежности обоих. Проверить, будет ли действовать финансовое обеспечение в период поездки. Предложить дополнительные гарантии на случай, если поставщик вдруг «прикажет долго жить». На что можно рассчитывать? Есть ли шанс получить назад свои деньги?
Стены в золоте
Первой испытуемой стала менеджер Ильсия из казанского офиса крупной сети турагентств. Без долгих обсуждений мы сошлись на путевке в четырехзвездочный отель Анталии по весьма приятной цене раннего бронирования.
Впрочем, когда попросил назвать туроператора – автора столь привлекательного предложения, выяснилось, что такую информацию дадут только при оформлении тура. «Ну хоть компания-то надежная?» – поинтересовался я. «Конечно! У них свои самолеты. Хозяин турок. Головной офис в Анталии чуть ли не золотом отделан!».
После столь убедительных аргументов поинтересовался фингарантиями.
Промариновав меня на телефонной трубке минут пять, девушка попросила позвонить завтра: «Надо поднимать договор с туроператором, а это займет время».
Я не стал проводить ликбез, как в один клик получить на сайте Ростуризма исчерпывающую информацию о финансовом обеспечении любой турфирмы, внесенной в Федреестр. И решил пообщаться с другим агентством.
Консультация затянулась
Мария из московской турфирмы, расположенной неподалеку от станции метро «Проспект Мира», увлеченно предлагала варианты путешествий на любой вкус.
Но когда тур был выбран и пришло время обсудить надежность страховщика, энтузиазм менеджера пошел на спад.
То ли в надежде «отмазаться по-быстрому», то ли в расчете на неосведомленность клиента в качестве фингаранта была названа первая попавшая страховая компания. Не убедил и размер обеспечения: «Какие-то сумасшедшие миллионы».
Почувствовав мои сомнения, Мария соблаговолила уточнить страховщика, сумму фингарантий и срок действия договора. Оказалось, что ко времени поездки он истечет. «Ничего страшного! Туроператор без проблем продлит страховку, ведь иначе ему не разрешат работать», – успокоила менеджер.
Пришлось поделиться своими сомнениями, после чего Мария без обиняков объявила, что «телефонная консультация несколько затянулась», у нее заканчивается рабочее время. На этом и распрощались.
Как трактовать закон
В следующем разговоре с менеджером Юлией, представляющей одно из московских турагентств, я познакомился с оригинальной трактовкой туристического законодательства.
Когда выяснилось, что фингарантии выбранного нами туроператора заканчиваются в июне, она стала уверять, что так как мы бронируем и платим деньги за путевку еще во время действия финансового обеспечения, то и на период тура страховая защита тоже распространяется.
Только вот юристы эту точку зрения не разделяют: «Страховщик не отвечает по страховым случаям, возникшим после истечения срока договора страхования ответственности», – поясняет Александр Байбородин.
И все же Юлии надо отдать должное. Она пообещала содействие от своей компании, если туроператор не сможет выполнить обязательства – компенсировать стоимость поездки по частям или дать хорошие скидки на следующие бронирования. «Документально мы это не оформляем, но джентльменская договоренность с директором возможна», – сказала менеджер.
Фига вместо ФИГ
В одном из агентств, относящихся к сети крупного турецкого туроператора, меня сразу опустили с небес на землю:
«На фингарантии вообще рассчитывать не стоит. Знаете, какие компенсации определили пострадавшим от «Лабиринта»? 2% от стоимости тура», – показала осведомленность менеджер Анастасия.
«Если упадет крупный игрок, выплат точно не хватит на покрытие потерь туристов», – добавила она.
В качестве дополнения к ФИГ менеджер посоветовала застраховать тур на случай «невозможности туроператора выполнить условия по договору» в «Ингосстрахе» за 5 – 7% от цены или в «Тинькофф Страховании» – за 10%. Правда, заметила, что прецедентов выплат с использованием этого нового для рынка инструмента пока не было.
***
Подведем итоги. Осталось ощущение, что руководители турагентств недостаточно информируют персонал о назревающем кризисе в отношениях туроператоров и страховщиков. Возможно, причина в том, что и среди клиентов «в теме» пока лишь малая часть – не накопилась критическая масса, обеспокоенная гарантиями летних туров. Только ведь в случае очередных крахов поставщиков пострадавшие туристы предъявят претензии и рознице.