Генеральный директор Space Travel об автогонках, конкуренции и бизнесе
Генеральный директор Space Travel Артур Мурадян так часто постит в Фейсбуке фотографии с автогонок, что можно подумать: он отошел от активных дел в турбизнесе. И тем самым дал шанс конкурентам потеснить компанию на ее главном направлении – Арабских Эмиратах. Но, как оказалось, всё не так. В интервью HotLine.travel Артур Мурадян объяснил, как его увлечение помогает достигать успеха в бизнесе.
Артур, как давно увлекаетесь автогонками и почему именно ими?
Автоспортом я занялся в 2005 году. Получил первую зарплату, поехал на картодром и оплатил занятия с тренером. Через 9 лет, в 2014-м, увлекся ралли. Этот вид спорта привлекает тем, что он требует максимально отточенных навыков. Причем не только технических, но и психологических. Соперников не видно, и, по сути, ты состязаешься сам с собой. Если доверяешь технике и штурману, то ты можешь атаковать, если нет, то будешь подсознательно убирать ногу с педали газа или притормаживать. В этом плане автоспорт похож на бизнес. Если позволить взыграть эмоциям и потерять концентрацию, то это сразу сказывается на результате.
Артур, вы уже мастер спорта по ралли, участвуете в чемпионатах, занимаете призовые места. Как удается совмещать это с руководством туроператорской компанией, особенно сейчас, когда многие владельцы бизнеса перешли на ручное управление?
Для меня это не просто увлечение, а часть работы, так как в гонках я сбрасываю усталость, полностью переключаюсь и тем самым восстанавливалась, черпаю вдохновение и силы. Кто-то из руководителей туроператоров тратит время на поездки по Мальдивам, а я любую свободную минуту использую, чтобы прыгнуть в машину. Это выбор каждого, чем заняться. Я считаю, что жить надо активно.
Кроме того, автоспорт удалось интегрировать в бизнес. Это дорогостоящее хобби, им занимаются состоятельные люди, в том числе другие предприниматели. Они обращаются ко мне как своему человеку, которому можно доверить решение их задач. Без ложной скромности скажу, что за последнее время удалось очень преуспеть. Space Travel стал не просто туроператором, а полноценной сервисной компанией, которой под силу организовать корпоративные мероприятия любой сложности.
Насколько вы вовлечены в решение трудных ситуаций, которые неизбежно возникают в работе?
Если говорить о конфликтах, то за последний год не было необходимости подключаться. Есть юридический отдел, заместители, которые справляются с этой работой. Единственное, чего я требую обязательно, – это чтобы меня предупреждали о ситуациях, которые могут потребовать моего участия. Я не могу позволить себе некомпетентность и неосведомленность.
Space Travel выстроил себе имидж туроператора, которому можно доверить отдых взыскательных клиентов. Можете объяснить, почему агентству стоит это делать, не пытаясь организовать услугу самостоятельно или уйдя к конкуренту?
Перечислю по пунктам. 1) Персональное сопровождение таких клиентов как «до», так и «после». 2) Четкое соблюдение границ «агент – оператор». Мы никогда не будем пытаться связаться напрямую с клиентом, если агент справляется с этим лучше нас. 3) Space Travel – это диверсифицированная стабильная компания. Даже если сейчас будет новый локдаун, мы ужмёмся, но не умрем. 4) Мы хотим быть лучшими и всегда в поисках новых решений и вариантов, как сделать отдых по выгодной цене. Мы не самый дорогой туроператор. 5) Если клиент привык жить в определенном номере определенного отеля и забронировал его у нас, то он может быть уверен, что остановится именно там. Это достигается жесточайшей финансовой дисциплиной в расчетах с партнерами. Мы отвечаем за свою репутацию деньгами, а не просто добрыми словами. 6) Я как собственник и руководитель несу личную ответственность за принимаемые решения в компании и не прячусь за подставных директоров. 7) В фонде персональной ответственности в «Турпомощи» у Space Travel лежит 10 млн рублей, а не несколько сотен тысяч, как у некоторых туроператоров.
Вообще я считаю, что этот термин нуждается в уточнении на законодательном уровне. Сейчас многие называют себя туроператорами, но по факту являются ими лишь формально.
Можете пояснить?
Компании, у которых нет блока мест на рейсах flydubai и прямого контракта с авиаперевозчиком, называют себя туроператорами по Арабским Эмиратам. Что они собираются продавать? Они вводят в заблуждение туристов.
В то же время у Space Travel по контракту есть места на рейсах flydubai из Дубая в восемь городов России, взяты блоки на маршруте Дубай – Мале. Кстати, для агентств сейчас действует акция: кешбэк в размере 50 долларов за каждое бронирование тура с блочным тарифом flydubai в Мале.
Подписан договор с Emirates на вылеты из Санкт-Петербурга в Дубай: вылеты ежедневно рейсами EK 174 (понедельник, среда, пятница) и EK 176 (вторник, четверг, суббота, воскресенье). Кроме того, будет еще один контракт, с Etihad Airways.
Вас задевает отсутствие блоков у конкурентов? Ведь есть разные форматы работы…
Меня задевает, что компании, которые ничего собой не представляют на рынке ОАЭ, в рекламе пытаются казаться больше, чем есть на самом деле. Мне, естественно, хотелось бы, чтобы клиенты и партнеры выбирали Space Travel. Арабские Эмираты – это наше направление, и я буду за него бороться.
Что еще необходимо, чтобы иметь право называть себя туроператором по Арабским Эмиратам?
Большое значение имеют позиции принимающей компании. Например, наша Al Khalidiah Tourism еженедельно принимает туристов со 157 рейсов из разных стран, включая Россию, Казахстан, Беларусь и др. Такие объемы дают колоссальный рычаг в переговорах с отелями. Это не вымышленные амбиции, а потоки, которыми мы можем управлять.
Бизнес Al Khalidiah Tourism очень вырос за последние годы. Компания официально представляет в ОАЭ несколько авиакомпаний, работает практически со всеми отелями, принимает туристов крупнейших туроператоров из России и других стран. Причем формат финансового взаимодействия не предполагает никаких отсрочек по оплате.
Вас не смущает, что, вкладываясь в покупку блоков мест у авиакомпаний, Space Travel наращивает риски?
Мы подписали контракты на меньшее количество мест, чем реально можем себе позволить. Space Travel не собирается наращивать объемы. Нам нужны более дорогие заявки, а не их количество. Средний чек по Арабским Эмиратам у нас уже составляет 1,5–2 млн рублей. Есть и более дорогие туры – за 8–10 млн. Наши инвестиции в блоки мест на рейс – это гарантия того, что клиенты будут обеспечены билетами.
Риски, конечно, есть, так как крупные туроператоры могут сливать билеты с большим дисконтом. Тем самым они портят рынок, ведь туристы запоминают это и потом продавать им продукт по нормальной цене становится сложнее.
Что же делать?
Было бы правильно договариваться. Это реально, так как классических туроператоров осталось 10–15. Все остальные – это гибриды. Их руководители приходят ко мне и просят продать им билеты из моего блока, но я не буду этого делать – зачем?
Ваш прогноз по Арабским Эмиратам – насколько этот сезон будет удачным и оправдает повышенные ожидания?
Конкуренция обостряется. Но спрос на туры будут подстегивать сами Арабские Эмираты благодаря проведению выставки ЭКСПО-2020, вложениям в маркетинг и продвижение направления. Кроме того, туристов привлекает предсказуемость Эмиратов в плане стабильности и безопасности. Еще один положительный фактор – это восстановление перелетов на курорты Египта. Оно избавляет от мук тех туроператоров, которые пытались возить туристов в однозвездочные гостиницы Дубая.
Кстати, открываются всё новые и новые отели. Например, на карте Дубая появился семейный курорт Centara Mirage Beach Resort Dubai, с которым мы подписали эксклюзивный контракт. Вообще я считаю, что скоро отели в ОАЭ просто устанут работать с большим количеством российских компаний и будут заключать договоры только с теми, кто дает им объемы. Остальным предложат покупать номера на сайте.
Сейчас РСТ от имени ряда туроператоров просит правительство продлить действие постановления об отсрочке исполнения обязательств по «ковидным» турам еще на год. Как вы считаете, насколько это нужная мера?
Для нашей компании это некритично. Мы уже на 70% выполнили обязательства перед туристами и, по нашим прогнозам, успеем рассчитаться со всеми до конца года. Дело в том, что классический выездной туризм в Space Travel занимает около 35% бизнеса. Остальное – это в значительной степени корпоративное обслуживание. Это та прибыль, которая позволяет нам рассчитываться с туристами по прошлогодним турам. Возможно, удалось бы сделать это и раньше, но мешает то, что по-прежнему закрыты Европа и направления Юго-Восточной Азии.