Замдиректора туроператора Яна Муромова уверена, компания может себе это себе позволить
Эпидемия коронавируса когда-то закончится. Какую стратегию выбирают крупные туроператоры, чтобы и тяжелые времена пережить, и в новую жизнь войти подготовленными? В ANEX Tour поделились деталями.
Оптимальный подход
После кризиса, вызванного эпидемией коронавируса, на рынке освободятся значительные ниши. Их смогут занять только подготовленные компании, отметила 16 марта заместитель генерального директора компании ANEX Tour Яна Муромова в ходе видеомарафона в поддержку турбизнеса #tourbussines_no_stress на портале TourDom.ru.
На вопрос ведущей Татьяны Дмитровой (медиахолдинг «БАНКО») о том, как будет оптимизироваться туроператор, в штате которого 700 человек, эксперт ответила: «Наша компания может позволить себе пойти на определенные расходы, чтобы сохранить самое главное – коллектив. Инвестиции в сотрудников окупятся с лихвой – именно они смогут реализовать новый спрос на туристические продукты», – рассказала эксперт. Она добавила, что план осознанной экономии также включает приостановку рекламных кампаний, набор новых сотрудников на работу, отмену большинства командировок, проектов, не актуальных на данный момент.
Мы не шарашкина контора
В свою очередь, в компании ожидают от сотрудников встречной поддержки и проявления инициативы. «К нам подходят руководители отделов, департаментов и спрашивают – что они могут сделать для компании в это трудное время. Если сотрудники готовы, например, поработать в выходные дни и они не акцентируют на вопросах оплаты, то это тоже скажется в позитивном ключе в дальнейшей карьере», – отметила Яна Муромова.
В ANEX Tour считают, что проведение кадровой оптимизации может принести больше вреда, чем пользы. «Мы не какая-нибудь шарашкина контора. Мы работаем четко по трудовому законодательству. И если сокращение штата, то надо предупредить за 2 месяца. Но за это время кризис может закончиться, а ключевые направления окажутся оголенными», – говорил Яна Муромова.
Карантину – время до июля
Карантину на международные поездки в ANEX Tour отводят максимум 2-3 месяца и уверены, что такое испытание преодолимо, в июне или июле границы откроются. Но рельеф российского турбизнеса заметно изменится. В первую очередь, говорит Яна Муромова, на рынке определятся явные лидеры и появится много новых компаний. Первые во многом и станут определять условия игры в отрасли.
По словам эксперта, в компании ожидают, что по окончании «заморозки» международного туризма объем работы туроператора превысит докризисные показатели, причем существенно. Скачок спроса будет связан не только с тем, что вернутся клиенты, на время вынужденные отложить свои поездки. Уйдут компании, которые не смогут выстоять в условиях вынужденного паралича основной деятельности.
В данном случае не важен размер бизнеса: большие, средние или малые компании. Кандидаты на выбывание, по мнению Яны Муромовой, – это те туроператоры, которые уже имели проблемы, на первом плане финансовые: «Если в обычных обстоятельствах многие инвесторы, кредиторы смотрят, например, на финансовые дыры сквозь пальцы, то при кризисе на них обязательно обратят внимание».
Эксперт полагает, что после кризиса и государство, скорее всего, по-другому посмотрит на турбизнес. В ряде отраслей, в частности в банковской, страховой, уже выстроена система показателей, которые определяют финансовое здоровье ее участников. «В туризме тоже вроде бы существуют ориентиры, компании периодически сдают отчеты. Но нигде не прописано, какое наказание наступит, если произойдет серьезное расхождение между отчетными и целевыми показателями. Вполне вероятно, что система контроля в отрасли будет изменена».