Представители розницы поспорили о плюсах и минусах офлайновых продаж
Редакция TourDom.ru решила возобновить практику онлайн-эфиров по актуальным темам, обсуждаемым предпринимателями в турбизнесе. Одна из них – нужен ли турагенту офис. Поводом для разговора стала тенденция, замеченная картографическим сервисом 2ГИС еще в 2022 году – количество офисов сокращается. Актуальна она и в 2025-м: как говорили эксперты на Tourdom Camp, туристы продолжают уходить в интернет и розница приспосабливаются.
Поговорить об этом мы пригласили на онлайн-эфир Оксану Антохину, директора турагентства RTCENTR_Путешествия (г. Апатиты); Веру Волегову, директора компании «Креа-Тур» (г. Пермь); Ирину Сампару, турагента-блогера (г. Москва) и Виталия Комиссарова, директора департамента франчайзинга турагентства «Травелата».
Все «за» офисной работы для турагента разложила по полочкам Оксана Антохина. По ее словам, такой формат организует, мобилизует, структурирует работу и жизнь, отделяя профессиональное от личного. В офисе легче взаимодействовать с командой: помогать сотрудникам и контролировать их, выстраивать субординацию – в прямом общении работодатель не воспринимается как балласт.
«Кроме того, офис закрывает потребности клиентов в надежности и доверии. Да и трафик "с улицы" всегда будет. А у турагентов есть возможность непосредственно влиять на клиента через свой опыт, знания, харизму, экспертность. Конверсия увеличивается, цикл сделки сокращается», – отметила Оксана Антохина.
Особенно это актуально для маленьких городов, где тренд максимального перехода в онлайн пока не так развит, как в миллионниках: «У нас очень часто задают вопросы: есть ли у вас офис, куда приехать, где встретиться? Когда клиент становится постоянным, то офис уже роли не играет, потому что есть уже контакт и доверие. Но для первой покупки он многим необходим».
Сама Оксана работает в офисе не фултайм, а тогда, когда нужно встретиться с клиентами.
Точку зрения противников офисной работы горячо отстаивала Ирина Сампара – она продает туры из дома уже 17 лет и уверена: офис не нужен, так как расходы на него себя не оправдывают.
«Для меня это не просто 20 метров и ежемесячная оплата коммунальных услуг. Это менеджеры, зарплата, бухгалтерия, сейфы, это охрана, в конце концов – потому что наличку несут, соответственно, и инкассация – много всего. То есть это предприятие и очень дорогостоящее – оно съедает огромный процент прибыли. А у турагентства она сейчас маленькая – в среднем 6%. Как на нее офис содержать? Это работа ради еды, а не бизнес».
Ирина уточнила, что сотрудников у нее нет, весь процесс продажи туров она ведет одна. По ее мнению, в небольших городах люди идут в офис турагента «по привычке», а в мегаполисах жизнь уже устроена по-другому, и такая форма работы там в итоге отомрет.
Вера Волегова высказала свое мнение:
«Я живу в спальном районе, у нас почти в каждом доме офисы турфирм, даже во дворах – в некоторых и по два. И еще открываются и открываются. Поверьте, если бы это не работало, они бы не существовали. Значит, кто-то в эти офисы ходит».
В ходе эфира прозвучало возможное объяснение: офисы турагентств сейчас открывают ради того, чтобы встать под бренд сети или крупного туроператора. Так проще масштабировать бизнес или запустить его с нуля.
Виталий Комиссаров это подтвердил: повального ухода клиентов в интернет нет, чтобы работать с «офлайновым» клиентом нужен офис, поэтому в сеть приходят и опытные агенты, и новички. И тем и другим нужно учитывать требования к помещению – нужна возможность повесить вывеску и удачное местоположение. «Мы не рассматриваем промзоны с тремя проходными через собак, по грязи на пятом этаже без лифта. Подходят стрит-ретейл, торговый или бизнес-центр», – привел пример Комиссаров.
Как показывает практика, за рубежом тоже далеко не все перешли в онлайн. Например, в Европе много турагентов работают «по старинке» – в классическом офисе.
Турагенты – участники эфира пришли к выводу, что в обозримом будущем в туристической рознице будут востребованы разные форматы. Вера Волегова отметила, что и она, и ее сотрудники со времен пандемии привыкли к удаленной работе. Тем не менее офис компания сохранила – он нужен на тот случай, если клиент хочет пообщаться лично или получить бумажные документы.
«Я сама не готова вернуться в офис и мои сотрудники тоже, – говорит Вера Волегова. – Но мы идем от желания клиента. Мои туристы прекрасно себя чувствуют онлайн. А вот если бы им было необходимо встречаться с нами лично, то и мне было бы это нужно».
Ирина Сампара считает,что каждый формат продаж – и удаленка, и онлайн, и «фейс ту фейс» будет иметь своего клиента. «Но в выигрыше останутся те, кто работает и в онлайне, и в офисе», – добавила Оксана Антохина.
А как считаете вы? Приглашаем присоедиться к обсуждениею и высказаться в комментариях к публикации.



