Мнение туроператора о способах привлечения туристов из-за рубежа
14 декабря Минэкономразвития проведет два совещания с участниками бизнеса на тему въездного туризма. Одно из них, на форуме «Travel Hub.Путешествуй!» в Санкт-Петербурге, будет посвящено анализу мер по развитию инкаминга за 2023 год, планам на будущее.
Своим мнением о текущей ситуации с приемом иностранцев и перспективам увеличения числа туристов с редакцией HotLine.travel поделился Сергей Войтович, руководитель туроператора «Свой ТС», председатель Комитета РСТ по международной деятельности.
Сергей Войтович: Въездной туризм начал оживать. Наверное, не благодаря, а вопреки. Или все-таки благодаря различным факторам. Россия – интересное направление и всегда будет таким оставаться, а основные центры притяжения иностранных туристов – Москва и Санкт-Петербург – за последние годы изменились в лучшую сторону. «Ярко, интересно, чисто и безопасно», – это основные эпитеты, которые я слышу от туристов. Да и еще – вкусно и не очень дорого. Более того, с уходом иностранных управляющих компаний обслуживание в отелях как минимум не ухудшилось, а в большинстве – стало лучше. На смену европейским автобусам пришли китайские и ничуть не хуже. А вот музеи и гиды – остались и свое ремесло знают на отлично. Однако от «ожил» до «восстановился», а тем более, как написано в планах Минэка, стал развиваться, – огромная пропасть. И что мешает?
Об электронных визах и въезде по спискам я писал ранее – воз и ныне там, пока нет заметных улучшений. Всё сложно. Минэк утверждает, что решил вопрос безналичной оплаты для туристов, прибывающих в Россию. Мы принимаем группы из Бахрейна, Саудовской Аравии, Ирана, Гонконга, Индонезии, из разных стран Латинской Америки, но ни один турист не воспользовался такой замечательной возможностью, как оформление виртуальной банковской карты и после приезда получение ее физически. Вообще, плохо себе представляю реальный механизм. Может быть, банки плохо работают с туроператорами?
Зато гиды и туристы сталкиваются с проблемой обмена долларов или евро. Вот картинка из жизни: прилетает группа туристов – допустим, 30 человек. Из аэропорта туроператор первым делом везет их в пункт обмена валюты – не оставишь же людей без возможности расплатиться при необходимости. От семьи или пары в очередь обычно становится кто-то один, меняют сумму от 400 долларов и больше. Процедура со сканированием паспорта и подписанием договора занимает на человека более 10 минут. Так что автобус ожидает у обменника гарантированно более 2 часов только для того, чтобы туристы могли получить рубли. А если приезд группы пришелся на выходные дни или рейс вечерний, когда основные банки закрыты? А если на долларах небольшая отметка или загрязнение? Совет у принимающих компаний простой: нужно в Москву прилетать утром или днем в рабочие дни и только с валютой «из-под печатного станка».
Еще интересней ситуация в «маркетинговых усилиях» для продвижения России. Например, Комитет по туризму Москвы через Проектный офис активно продвигает RUSPASS на международных рынках. Ездят в роад-шоу, согласно отчету в Саудовской Аравии и Бахрейне встречались со 150 туроператорами, приглашают в Москву в фан-трипы. А где клиенты через RUSPASS? Их нет и, очевидно, не будет, пока не найдется решение. Турпотоку препятствует высокая стоимость авиабилетов и размещения в отелях для групп. Причина несоразмерной цены международного перелета – ограниченность, с этим пока ничего не сделать. А высокие тарифы в отелях Москвы и Питера формируются из-за того, что большая часть номерного фонда загружается за счет бюджета: федерального, областного, муниципального. Поэтому отельерам нет смысла снижать стоимость.
Есть целый список маркетинговых акций, чтобы восстановить и увеличить поток иностранных туристов. Конечно, я не буду опираться на «аттракцион невиданной щедрости» от правительства Гонконга, которые через авиакомпании бесплатно раздали 500 тыс. билетов для иностранных туристов. Но хотя бы выпуск сертификатов для перелета или размещения в отелях для групп туристов со скидкой в 50% – значительно увеличило бы иностранный туристический поток. Вот пример, как это могло бы работать: российский туроператор покупает сертификат у города (или у федеральной власти) на размещение группы номиналом в 1 млн руб. Оплачивает 500 тыс. – половину стоимости. При размещении группы туристов туроператор расплачивается сертификатом и доплату производит обычным способом, тем самым государство компенсирует 50% стоимости размещения. Если слегка усреднить все цифры и посчитать экономический эффект для города, то получится следующее: 1 млн руб. – это размещение группы в 40 человек на 5 дней. В среднем туристы за 5 дней потратят на еду, сувениры, экскурсии 800 долларов на человека, т. е. город вкладывает 500 тыс., а получает почти 3 млн руб.
Так что если действительно заниматься развитием въездного туризма, он не просто начнет оживать, а мы добьемся реальных результатов.