Зачем маркетплейсам понадобилась своя ассоциация АТАГ?
Сервис «Авито Путешествия» в конце прошлой недели присоединился к Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ). Эту организацию учредили весной четыре игрока рынка цифровых туруслуг – Яндекс.Путешествия, Ostrovok.ru, МТС Travel, Tutu.ru, а в августе к ним примкнули также «Путешествия» в Т-Банке и Aviasales. Таким образом, состав АТАГ почти удвоился. Редакция «ТурДома» выяснила, какие цели преследуют участники и какова подоплека объединения.
Александр Дайнека. «Стахановцы», 1937 г.
Участники АТАГ не скрывают, что намерены влиять на правила игры в своей сфере. Например, в «Авито» планируют «взаимодействовать с органами власти на этапе мониторинга и анализа законодательных инициатив и рыночных трендов, консолидированно с другими участниками рынка доносить позицию бизнеса до значимых аудиторий». Одна из задач сервиса – регулирование рынка квартир, домов и апартаментов для посуточной аренды в России – именно этот сегмент в основном представлен на сервисе объявлений.
«Участие в АТАГ станет еще одним инструментом для бизнеса, чтобы эффективно доносить позицию до власти во время разработки новых законов. Например, влияние через АТАГ может понадобиться в свете дискуссий о необходимости регулирования рынка онлайн-тревел-агентств и дополнительного контроля сдачи частного жилья в посуточную аренду», – указано в пресс-релизе.
По словам наблюдателей, от объединения маркетплейсов пока не поступало конкретных предложений. Однако причины, побуждающие к консолидации, понятны. В последние годы в связи с уходом из России Booking.com, Airbnb и других иностранных площадок агрегаторам предоставилась возможность увеличить свою долю на рынке. Она растет и за счет развития внутреннего туризма – граждане стали активнее ездить по России.
С одной стороны, агрегаторы способствуют этому росту, так как предоставляют туристам удобные инструменты поиска и бронирования услуг, с другой – в их адрес звучат упреки в поощрении недобросовестной конкуренции, поскольку на одной и той же площадке размещаются как предложения официально зарегистрированных средств размещения, так и гостевых домов, глэмпингов, посуточно сдаваемых квартир из теневого сектора.
В отличие от гостиниц бизнес владельцев туристического жилья почти не контролируется, его владельцы платят минимум налогов, создают значительно меньше рабочих мест, пользуются низкими тарифами на коммунальные услуги. Бурно развивающийся «серый» сегмент конкурирует с теми, кто работает легально. По статистике Ostrovok.ru, например, на долю апартаментов приходится до трети всех бронирований. А в некоторых регионах они доминируют – в Калининградской области занимают 64%.
В прошлом году в Минэкономразвития признали проблему. В министерстве заговорили о необходимости запрета рекламы нелегальных гостевых домов на агрегаторах. Однако эксперты считают, что это полумера, так как необходимо принять закон о регулировании туристического жилья в целом. Представители агрегаторов хотят, чтобы их голос был услышан.
Консолидация агрегаторов происходит также на фоне серьезных разногласий в среде туроператоров по поводу ключевого понятия «туристический продукт». В Российском союзе туриндустрии президент Илья Уманский
выступает за то, чтобы туром считалась комбинация размещения в отеле и любой туруслуги, другие авторитетные участники настаивают на прежней формулировке: тур – это перевозка плюс размещение. Если в законе закрепят первый вариант, то туроператорами будут считаться абсолютно все предприятия, которые предлагают услугу размещения в сочетании, например, с трансфером или экскурсией. В сфере внутреннего туризма они смогут получить господдержку в виде освобождения от НДС. Однако для компаний выездного рынка издержки существенно увеличатся – придется больше платить в «Турпомощь», так как отчисления привязаны к объемам продажи турпродукта.
Теоретически эти изменения должны коснуться и агрегаторов – если на одной площадке пользователи бронируют разные услуги. Туроператорский бизнес не раз обращал внимание на перекос — его участники должны нести колоссальные финансовые издержки, к тому же их условия работы из года в год ужесточаются – вспомним хотя бы увеличение фингарантий, внедрение «Электронной путевки». А вот «туристические агрегаторы» в отраслевом законе даже не упоминаются, и они освобождены от обременений и той ответственности, которую несут туроператоры.
При этом агрегаторы позиционируют себя как информационные площадки, к которым неприменимы правила, прописанные в отраслевом законе для туроператоров и турагентов.
Не исключено, что на фоне противоречий в среде туроператоров цифровые сервисы объединяются, чтобы лоббировать такую формулировку понятия «туристический агрегатор», которая закрепила бы их особый статус.
Впрочем, есть мнение, что дополнительных разъяснений на эту тему не требуется. Еще в 2018 году были приняты поправки в Закон РФ о защите прав потребителей, где четко прописано, что такое агрегатор. Это посредник между продавцом и покупателем, который при помощи сайта или приложения предоставляет потребителю возможность знакомиться с предложениями от продавцов товаров и услуг, заключать договор, вносить предоплату. Там же определены обязанности агрегаторов и условия освобождения от ответственности перед потребителями.
Ее закон возлагает на исполнителя. Однако агрегатор обязан предоставить достоверную и полную информацию, на основании которой пользователь заключает договор купли-продажи. А также отвечает за убытки, причиненные вследствие передачи недостоверных данных. При этом предусмотрено исключение.
Цитируем:
«Владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг)». |
Возможно, именно такая установка будет продвигаться и в случае дебатов вокруг понятия «туристический агрегатор» и определения границ ответственности.
Так или иначе, представители цифровых сервисов демонстрируют единство и декларируют в качестве цели развитие самостоятельного туризма. Это серьезный сигнал для туристических компаний традиционного формата, которые в последние годы видят отток клиентов из-за недоверия к туроператорам и развития программ кешбэка, продвигаемых агрегаторами. Кроме того, в лице новой ассоциации туроператоры получили конкурента в борьбе за государственную поддержку своих инициатив.