Официальная методика может привести к неверным выводам о ситуации в туризме
В Минэкономразвития на этой неделе обсудили мониторинг цен на отдых в России с представителями ФАС, Росстата, авиакомпаний, РЖД и турбизнеса. В том числе речь шла и о новой методике сбора статистики, в основе которой появился экспериментальный показатель – «стоимость турпродукта». «Он включает в себя проживание в течение 7 ночей, а также переезд к месту отдыха и обратно по 18 основным туристическим направлениям с различной глубиной бронирования», – сообщается в пресс-релизе Минэкономразвития. Как выяснила редакция, официальный подход не учитывает особенности ценообразования в туризме. Чтобы делать правильные выводы о ситуации, нужны большие данные от самой отрасли.
Ознакомившись с методикой Росстата, наш корреспондент обнаружил, что собирать информацию о стоимости проживания в отелях предписано вручную: «на их сайтах, по телефону или путем непосредственного посещения». Отбирают отели для наблюдения сотрудники территориальных отделений ведомства сами, а затем рассчитывают среднюю стоимость проживания в разных категориях. При этом такая работа должна выполняться еженедельно по состоянию на понедельник «с тремя вариантами глубины бронирования».
Данными о стоимости проезда с Росстатом делятся отобранные для этого эксперимента авиаперевозчики и РЖД. «Фиксируется стоимость билетов туда и обратно (через неделю) точка – точка (прямой рейс и без пересадок) из 6 хабов отправления в 18 (17) хабов прибытия», – указано в методике. Эти цены собираются дважды в неделю – по понедельникам и пятницам.
В итоге Росстат рассчитывает по своим формулам два показателя: «стоимость турпродукта» и «изменение стоимости турпродукта», причем по двум вариантам турпакетов. Эконом включает проезд в плацкартном вагоне поезда и проживание в отеле 3*, а премиум – перелет в экономклассе и размещение в 4–5*.
Несмотря на кажущуюся логичность такого подхода, к методике возникает немало вопросов. Прежде всего непонятно, зачем вручную выписывать цены с сайтов отдельных гостиниц, и тем более звонить или ходить туда? Ведь данные о стоимости реальных бронирований в тысячах объектах размещения в России накапливают агрегаторы. Компания Travelline, например, даже публикует часть статистики. У нее на сайте можно посмотреть и усредненные цены по определенным категориям отелей в разных регионах и сопоставить их динамику. Сразу видно, какие регионы лидируют по количеству броней и где наблюдается рост цен. Например, по состоянию на 22 декабря таблица показывала всплеск продаж в гостиницах Подмосковья. За последние 2 недели в сравнении с аналогичным периодом 2023 года количество бронирований выросло на 66%. Это логично – многие жители Москвы стремятся отметить праздник за городом. При этом цены изменились незначительно – всего на 4%. Для сравнения: в самой Москве продажи тоже подросли, на 19%, а цены улетели вверх на 45%. Этот всплеск тоже сезонный, так как отметить Новый год приезжают гости из регионов.
Что касается стоимости туров, включающих перевозку, то обобщенные данные можно получить у туроператоров или у сервисов, агрегирующих их предложения. В частности, Sletat.ru, «Турвизор».
Методика ручного сбора цен с сайтов отдельных отелей, пускай и популярных, на этом фоне выглядит устаревшей. Товарищ Новосельцев из фильма «Служебный роман», который говорил, что «без статистики не жизнь, а каторга», возможно, поменял бы свое мнение.
Кроме того, для специалистов очевидно, что при чудовищных трудозатратах такой подход еще и неточен. Росстат, например, не учитывает, что у гостиниц есть закрытые тарифы для туроператоров. И именно по ним заселяются многие туристы. Кстати, и авиабилеты туроператоры также могут получать на особых условиях, так как заключают контракты на блоки мест.
«Чтобы узнать стоимость недели отдыха, Росстат по своей методике просто умножает стоимость одного дня на семь. Однако проживание в выходные обходится дороже, чем в будни. Кроме того, многие отели используют динамическое ценообразование. Таким образом, стоимость одних суток в моменте может не отражать цену, по которой уже продана большая часть мест», – приводит примеры президент РСТ Илья Уманский.
Также надо учитывать, что Росстат отслеживает цены по выборке из определенных отелей, но судить на основании этого о ситуации в городе или целом регионе неправильно, ведь в отеле могут проходить разные мероприятия. Например, городской фестиваль или турнир. Если крупное бронирование отменяется, то администрация вынуждена снижать цены. Такие локальные выбросы спецпредложений не говорят о том, что поездка в город или курорт в целом стала доступнее.
Тем не менее не все так плохо – и в Росстате, и в Минэкономразвития понимают недостатки ручного сбора информации. «Коллеги нас слышат. Сейчас в качестве эксперимента идет построение альтернативной методики. Я надеюсь, что уже в следующем году может быть принято решение о возможности использования обобщенных данных по регионам от Travelline», – рассказал Илья Уманский.
О том, что нужно менять подход, применяя современные инструменты, говорят и другие эксперты. «Да, подходы к сбору статистических данных нужно менять и делать их цифровыми, современными, актуальными, использовать данные агрегаторов и Big Data. К сожалению, Росстат продолжает собирать информацию вручную и делать нерепрезентативную выборку, которая не дает правильных данных. А их отсутствие не позволяет спланировать правильную стратегию и KPI. Мы надеемся, что Росстат в 2024 году станет цифровым», – сказал Алексей Волков, президент ОСИГ (Общенациональный союз индустрии гостеприимства).
Проблему устаревших методов сбора информации в отрасли поднимали не раз. Еще в 2016 году экс-замминистра культуры Алла Манилова называла туристическую статистику «завиральной». После того как в России запустили нацпроект по туризму, тема стала еще более актуальной, так как на основе имеющихся у них цифр чиновники принимают решения о выделении десятков миллиардов и оценивают результаты. Администрации регионов готовы опираться на данные, которые дает сам рынок, но проблема в том, что Росстат сейчас – это единственный официально признанный источник. Об этом, в частности, на сентябрьской конференции MTC Travel по Big Data говорили представители Кемеровской области, где находится курорт Шерегеш, и Комитета по туризму Москвы.