Russia.Travel хотят модернизировать. А надо ли?
К июлю 2020 года государственный портал Russia.Travel, курируемый Ростуризмом, должен пройти масштабную модернизацию. Судя по информации на сайте госзакупок, подрядчиком стала та же компания «Ай-Теко», которая ранее разработала сайт Russia.Travel, – других желающих участвовать в тендере не нашлось. Работы оценены в 60 млн руб. – почти 1 млн долларов. На что потратят эти деньги и будет ли толк?
Привет от Comedy Club
Начнем с краткого экскурса в историю.
Автоматизированная информационная система комплексной поддержки и развития внутреннего и въездного туризма (именно так позиционируется национальный туристический портал Russia.Travel) была запущена весной 2016 года. Выход этого интернет-продукта, призванного популяризировать туристические возможности нашей страны, совпал по времени с появлением нашумевшей тогда юморески от Comedy Club. Стендаперы «прошлись» по официальному сайту Ростуризма – сравнили его со сходными иностранными ресурсами и упрекнули за малую практическую пользу путешественникам. На что чиновники пояснили: сайт Федерального агентства – ведомственный и предназначен для иных нужд, а специально для туристов теперь есть новый портал – Russia.Travel.
Разработка Russia.Travel велась с 2013 года и обошлась госбюджету в 221 млн руб., по тогдашнему курсу – почти в 7 млн долларов. Сравнивая со стоимостью аналогичных продуктов, специалисты называли эту сумму завышенной как минимум в 10 раз. Но главное, – при своем скромном функционале и наполнении сайт так и не стал полезным и востребованным инструментом для иностранных и российских путешественников, говорят эксперты.
В чем апгрейд?
Судя по техническому заданию, исполнителю, следуя тренду на импортозамещение, предстоит перевести сайт Russia.Travel на отечественное программное обеспечение. Кроме того, обновить интерфейс, усовершенствовать личные кабинеты пользователей, предусмотреть возможность оставлять комментарии, размещать опросы, рейтинги туристических объектов и т. д. Но, пожалуй, самый примечательный пункт – в версиях сайта на иностранных языках должен появиться раздел «Купить тур в Россию». Специалисты расценивают это не иначе как намерение превратить портал Russia.Travel в маркетплейс, на котором иностранные путешественники могли бы приобретать онлайн туристические услуги.
В принимающих туроператорах относятся к подобной идее скептически. «Мне не известны успешные примеры, когда бы национальные туристические порталы брали на себя коммерческие функции. Задача государства – создавать благоприятный имидж страны, а реализация туров должна оставаться исключительно частной инициативой», – поделился мнением руководитель одной из туристических компаний.
Топ-менеджер другого туроператора обращает внимание на тот факт, что сходные планы – по созданию собственного маркетплейса – есть и у туристических властей Москвы. «Не получится ли так, что федеральная и столичная онлайн-площадки будут дублировать друг друга?» – задает риторический вопрос эксперт. По его мнению, рациональнее объединить усилия, а средства инвестировать только из какого-либо одного бюджета – государственного или московского.
Кроме того, возникает юридический вопрос – кто и по какому принципу будет отбирать компании, уполномоченные продавать или рекламировать туруслуги на государственной площадке? Редакция планирует прояснить это в Ростуризме.
Вице-президент общественного объединения предпринимателей «Опора России» Алексей Кожевников убежден – без привлечения опытных практиков из турбизнеса создать полноценный маркетплейс вряд ли удастся. 60 млн руб. было бы правильнее направить на создание в России «библиотеки туризма» – перевод и издание современной зарубежной профессиональной литературы по вопросам мастер-планирования туристических территорий, проектирования и строительства объектов гостеприимства, операционной деятельности объектов транспортной, туристической инфраструктуры, маркетинга, санаторно-курортного направления, туризма на особо охраняемых природных территориях и многое другое. Это было бы гораздо полезнее для отрасли, чем то, на что хотят потратить бюджетные деньги. При этом если работа не будет выполнена, т. е. мы с вами не увидим реального результата, за это вряд ли последуют «организационные выводы».
Напомним, чуть более месяца назад критику экспертов вызвала другая инициатива Ростуризма – провести тендер на 96 млн руб. для подготовки «практических мер по продвижению туристских направлений в сфере внутреннего и въездного туризма». Буквально неделю спустя ведомство сняло свою заявку с сайта госзакупок. Причиной, вероятно, стали две жалобы, поступившие в Федеральную антимонопольную службу. Одну из них подала туристическая компания из Приморья, обратившая внимание на практически нереальные сроки исполнения госконтракта.
Впрочем, отмена тендера не означает, что 96 млн решили сэкономить. Вместо Ростуризма заказывать эти услуги будет создаваемая им же автономная некоммерческая организация «Центр маркетинга и развития туризма».
***
А как считаете вы? Стоит ли использовать бюджетные средства для создания на национальном туристическом портале онлайн-площадки по продаже туров? Примите участие в опросе.