Эксперт раскритиковал тендеры Ростуризма
Ростуризм разместил на портале госзакупок два крупных лота – на 96 млн и 39,9 млн рублей. Первую сумму Федеральное агентство собирается потратить на подготовку «практических рекомендаций по продвижению туристских направлений в сфере внутреннего туризма и въездного туризма». Вторая – «зарезервирована под создание креативных концепций и видеоконтента». Эти намерения вызвали критику в группе «Трэвел Президиум»: сроки выполнения сочли нереальными. Один из экспертов, лауреат Госпремии Правительства РФ в области туризма и член президиума РСТ Сергей Войтович прислал в редакцию HotLine.travel текст, объясняя, почему огромные деньги тратятся неэффективно. Мы публикуем этот материал полностью.
В июле 2019 года состоялся конкурс на продвижение сайта Russia.travel за 46 млн рублей с исполнением до ноября 2019 года. Кроме того, анонсирован блог-тур по популяризации российских дестинаций с исполнением в этом году на 11 млн рублей. И вот сейчас объявлен конкурс на 96 млн рублей по советам о продвижении внутреннего и въездного туризма с исполнением в феврале 2020 года. Вопрос в студию: Ростуризм вначале продвигает или ждет советов о том, как продвигать внутренний и въездной туризм?
Небольшая неразбериха и хаотичное движение получается.
Но вопрос даже не в этом. А разумно ли потратить на советы от 50 до 100 млн рублей для изобретения даже не велосипеда, а колеса, если мировой опыт продвижения давно изучен и успешно применяется разными странами, в том числе для поездок граждан РФ за границу?
Есть риск, что исследователи могут изобрести квадратное колесо.
Вот еще несколько причин, по которым этот конкурс (на 96 млн рублей. – Ред.) означает выброшенные на ветер деньги:
- Ростуризм получит практические рекомендации по развитию въездного и внутреннего туризма в феврале 2020 года, а денег на их выполнение в бюджете нет. И сейчас даже неизвестно, сколько денег потребуется. Рекомендаций-то – нет.
-
Практические рекомендации основываются на анализе данных и опросе туристов за 2013–2019 годы. Кто едет в Россию в своем большинстве? Европейские пенсионеры, китайцы и футбольные болельщики – они сформируют основную статистику. В связи с революционным изменением визового режима кардинально изменится портрет туриста. То есть на основе этого портрета будут даны рекомендации к привлечению другой аудитории.
-
Сейчас в авиационных властях ведется спор о режиме открытого неба для Санкт-Петербурга. Представим, что он будет введен и иностранные лоукостеры привезут в первый же год несколько миллионов дополнительных пассажиров? А если не будет введен?
Таким образом, рекомендации основываются на угадывании политики авиационных властей РФ по принципу «пальцем в небо». -
Мир очень быстро меняется. Банкротство Thomas Cook – еще одно дополнительное подтверждение. Кто-нибудь слышал три года назад о «продвижении туров в Инстаграм посредством мемов»? А рекомендации, за которые сейчас платит Ростуризм, рассчитаны на пять лет.
Список моих доводов о том, чтобы «не палить деньги», выделенные на туризм, можно продолжать. Прошу российских туроператоров, ассоциации выразить в опросе свое мнение о плане Ростуризма потратить деньги на «советы».
Войтович С.М.,
лауреат государственной премии Правительства РФ в области туризма, член Президиума РСТ