Слово парламентарию и трем лоббистам
Идея запретить в России Booking.com вызвала шквал эмоций в профессиональной и клиентской среде. Такую ответную меру на санкции Запада предложил в открытом письме к Минкульту Сергей Войтович, руководитель группы компаний «Свой туристический сервис». Письмо опубликовано на HotLine.travel, в комментариях к нему – реакция профессиональных пользователей портала и обычных туристов.
Аудитория нашего портала не поддержала запрет Booking.com, но у Сергея Войтовича появились и сторонники.
Под впечатлением от прочтения основатель и бывший владелец сервиса «Островок.ру», а ныне биохакер Сергей Фаге даже специально разбанился на Фейсбуке, сделал репост в группе Travel Startups и от себя добавил аргументов:
«Это как раз тот тип санкций, где никто не пострадает, кроме американской корпорации. Спрос просто перетечет на локальные площадки, отельная дистрибуция тоже. Намного лучше вариант, чем вкусный сыр банить.
«Букинг» точно сливает данные в АНБ о том, кто там куда ездит и когда в каких номерах живет».
В результате дискуссия продолжилась на Фейсбуке.
А мы на HotLine.travel предлагаем подумать вот о чем. Встретит ли инициатива г-на Войтовича поддержку на государственном уровне? Тут многое зависит от позиции лоббистов, представляющих в коридорах власти интересы туристического и гостиничного рынков. К некоторым из них корреспондент HotLine.travel обратился с вопросом, надо ли блокировать Booking.com.
«Санкции? Смотря в какой форме»
Итак, что нам скажут в парламенте РФ? «Санкции по отношению к Booking.com в форме запрета я не поддерживаю, – заявил в интервью HotLine.travel Игорь Фомин, член Совета Федерации, председатель Экспертного совета по туризму. – В форме выравнивания налоговой нагрузки для отечественных и зарубежных игроков рынка – однозначно да, поддерживаю». Спикер добавил, что нужны дополнительные антимонопольные меры для создания адекватной конкурентной среды в этой сфере. Что касается персональных данных российских туристов, которые собирает, анализирует и хранит иностранная компания, – да, здесь, конечно, риски есть, полагает Игорь Фомин, но это вопрос технический, он решаем. Такие компании должны иметь обособленные подразделения в России со всей технической базой, с серверами.
«Вскормлен такой монополист…»
Дмитрий Горин, гендиректор холдинга «Випсервис», который участвует во всех важных для отрасли административных процессах, конечно же, читал открытое письмо Сергея Войтовича. И полагает, что вопрос поставлен своевременно, грамотно, аргументы приведены веские.
Если смотреть с точки зрения бизнеса, отмечает г-н Горин, на рынке вскормлен такой монополист, который диктует отельерам весьма жесткие условия сотрудничества, получает от них скидки до 20–25 %. Да, его продукт удобен и интересен потребителю. Кроме того, объективно Booking.com для российских гостиниц – один из самых эффективных инструментов продаж. Отсюда вывод: как бы ни решился вопрос в политическом контексте, необходимо развивать альтернативные ресурсы бронирования хотя бы для того, чтобы создать в этой сфере здоровую конкурентную среду, резюмирует гендиректор «Випсервиса».
«Отельеры не поддержат»
Позицию гостиничного рынка мы предложили сформулировать Вадиму Прасову, вице-президенту Федерации рестораторов и отельеров России.
«В ситуации, когда звучит призыв к запрету, я всегда задумываюсь, кому это надо. С точки зрения патриотизма – понятная аргументация, в плане коммерческих интересов туроператорского бизнеса – тоже. Но отельеры не поддержат. Ведь каждому надо выполнять план по загрузке, отчитываться перед акционерами», – говорит г-н Прасов.
И добавляет, что у нас и без того достаточно на рынке проблем и потрясений, создаваемых не без участия государственных органов, чтобы еще и перекрывать такой важный канал продаж.
Сам Вадим Прасов тоже «не сильно рад» существованию на рынке Booking.com, но это данность, и если есть желание ее изменить, то надо эффективно конкурировать с крупным игроком, а не применять к нему административные меры.
Что касается ценового давления, якобы оказываемого Booking.com на гостиницы, то, по мнению эксперта, «это байки из склепа». Раньше такое было, но теперь агрегатор сотрудничает с объектами размещения на общих рыночных условиях.
«Надо усилить контроль. Но не запрещать»
Один из активных отраслевых законотворцев – вице-президент РСТ Юрий Барзыкин – предложил срединный путь решения вопроса о Booking.com. По его мнению, надо усилить контроль над деятельностью этого ресурса, добиться, чтобы хранение и обработка персональных данных туристов происходила на территории РФ. Следует также принимать активные меры для защиты потребителей в случае предоставления ненадлежащей информации о ценах и условиях размещения в отелях, необходимо бороться с некорректным исполнением функций агрегатора… А такие случаи есть, и тут у нас зияющая пустота как в правовом, так и в исполнительном плане, отмечает Юрий Барзыкин. Но блокировать Booking.com он не считает целесообразным:
«Мы же клеймим империализм за такие методы. Зачем же нам самим их использовать? Таким путем мы точно не дойдем до цивилизованного рынка. Кроме того, мы сами как потребители лишимся механизма бронирования и мало что получим взамен».