Турагенты пока не готовы уходить от проверенных партнеров ради повышенной комиссии
Среди туроператоров бытует мнение, что ради денег большинство турагентств готово работать с кем угодно. Однако результаты недавнего опроса на TourDom.ru это опровергают. 57 % принявших участие не готовы уходить от проверенных партнеров к новым. По крайней мере, сразу. Они оставляют себе как минимум полгода на то, чтобы присмотреться, и только потом принимают решение. Повод для опроса дала презентация турецкой компании Hedef Group, на которой ее представители сходу пообещали всем комиссию 12 %. В чем причина осторожности турагентств?
Мы вам 12 %, а вы нам – 200 тысяч
Hedef Group планирует отправлять в Турцию до 200 тысяч туристов из России. Для достижения этой цели компания намерена организовать собственные рейсы и давать розничным партнерам щедрые комиссионные – 12 %.
Ставка делается на наличие собственной гостиничной базы в Турции. По словам президента компании Керима Энвера, Hedef Group владеет сетью из почти 100 отелей. Интересно, что обо всём этом турагентства услышали на презентации в Челябинске. Именно там, а не в Москве, компания планирует открыть головной офис.
По словам участников челябинской презентации, у компании пока не зарегистрировано и юридическое лицо в России, соответственно, и туроператора с таким названием в реестре тоже нет.
Один из организаторов встречи с турагентствами в Челябинске, руководитель «Уральского экономического союза» Олег Витковский утверждает, что достигнута договоренность о создании совместного предприятия с Hedef Group. Правда, не уточнил, какая именно коммерческая структура выступит партнером турецкой компании в России, ведь его общественная организация не может быть учредителем туроператора. Он пояснил, что под этот проект «Уральский экономический союз» предоставит свои офисы в 10 российских городах, из которых и планируется отправлять рейсы в Турцию.
На те же грабли
Между тем наблюдатели ставят под сомнение реальность планов компании. Во-первых, до начала летнего сезона осталось крайне мало времени. Даже если Hedef успеет завершить все формальности с регистрацией туроператора, контрактингом и расчетом цен на турпакеты, времени на продажи почти не останется.
Во-вторых, потребуются серьезные вложения в продвижение. Об отелях сети Hedef в России известно мало. На сайтах самой Hedef Group значатся только четыре гостиницы, работающие под этой торговой маркой. И все они расположены только в одном регионе Турции – в Аланье. Возможно, есть и другие, но они точно не на слуху, утверждают эксперты. Откуда взялась цифра в 100 отелей, им неизвестно.
В-третьих, вызывает сомнение сама идея создания туроператора под загрузку определенных отелей. Даже если предположить, что Hedef предложит хорошие цены, в долгосрочной перспективе туроператор вряд ли сможет выйти на сколь-нибудь большой объем отправленных туристов.
Прецедент, когда владелец отельного бренда выходил на рынок в качестве поставщика туруслуг, уже был. Туроператор «Бентур», принадлежавший, как и сеть отелей WOW – World of Wonders, турецкому строительному холдингу MNG, начал работу в России в 1998 году. Однако в итоге туроператорский бизнес был свёрнут.
Как объясняет эксперт по туррынку Турции Геннадий Косарев, плюс этой схемы в том, что платежи полностью контролируются. Но минусы существеннее. Туроператор не может иметь в ассортименте отели только одной сети – ему неизбежно придется брать комнаты и в других гостиницах, тем самым он невольно делает рекламу конкурентам и помогает им заполнять объекты размещения. Hedef рискует наступить на те же грабли, что и «Бентур».
Кроме того, нельзя не учитывать изменившихся условий. Сейчас, в 2018 году, стартовые условия выхода на российский туррынок у Hedef Group на порядок жестче тех, что были у «Бентур» в далеком 1998-м. Работать по одной лишь Турции, успешно конкурируя со старожилами, крупными туроператорами, – почти невыполнимая задача для новой и еще никому не известной компании. Поэтому планы выйти на отправку 200 тысяч российских туристов представляются наблюдателям далекими от реализма.
Некоторые эксперты не исключают и такой версии: заявление Hedef Group о намерении заняться туроперейтингом в России – не более чем маркетинговый ход с целью лишний раз напомнить турагентствам о своих отелях и сделать им дополнительный PR в канун летнего сезона.
Больная тема
Несмотря на то что большая часть участвовавших в опросе на TourDom.ru высказались за осмотрительность при сотрудничестве с новым игроком, тех, кто готов ради высокой комиссии сходу поменять проверенных партнеров на новичка, тоже немало – 33%. Это лишний раз говорит о том, что вопрос снижения агентского вознаграждения сейчас едва ли ни самый острый для туристической розницы.
Большинство туроператоров не предлагает на старте больше 8 %, поэтому комиссионные в 12 %, анонсированные Hedef, воспринимаются как щедрый подарок. «Еще немного промокомиссий, и за 12 % агентства будут готовы работать с кем угодно», – отмечает Александр Иосифян (туристическое бюро «Спутник», Москва) в группе «Трэвел Президиум» в Фейсбуке.
Сейчас осторожность побеждает жадность, но кто знает, может, через год результаты голосования будут иными.