Разбор тезисов из отчета премьера Мишустина
Премьер Мишустин во время ежегодного отчета о работе правительства в Госдуме рассказал о поддержке внутреннего и въездного туризма. Его речь была эмоциональной, позитивной, духоподъемной. И дала почву для обсуждения в среде специалистов. В нашем материале разберем основные дискуссионные тезисы, на которые в первую очередь обратили внимание специалисты-практики сферы гостеприимства.
НДС для избранных
«Узнать историю, традиции нашего государства можно и через путешествия. Невероятно красивая и разнообразная природа, интересные города, достопримечательности», – описал плюсы отдыха в России премьер и перешел к перечислению мер поддержки со стороны правительства. Первым делом он упомянул туроператоров.
«Многие с удовольствием выбирают отдых в России. Чтобы это развивалось, ввели льготы для туроператоров в сфере внутреннего и въездного туризма. С 1 июля прошлого года по 30 июня 2027 года мы их освободили от уплаты налога на добавленную стоимость при продаже путевок», – произнес Мишустин. Через мгновение камера показала кивающего в ответ вице-премьера Дмитрия Чернышенко – ведь именно он в правительстве курирует туризм.
Безусловно, реверанс в адрес туроператоров и сам факт их упоминания в ходе презентации успехов правительства – это большой шаг вперед. Турбизнес добился своего права на диалог с властью, и уже понятно, что наверху готовы прислушиваться. Проблема в том, что польза от отмены НДС не столь существенна, как многим бы хотелось. Ведь большинство компаний в сфере внутреннего туризма – небольшие. Они и так не платят этот налог, так как используют упрощенную систему налогообложения.
В июле прошлого года в Совфеде сенатор Владимир Полетаев приводил цифру: по НДС работают всего 89 компаний. Правда, в общем количестве туроператоров он тогда запутался. По словам Полетаева, их 2068, а на самом деле вдвое больше (на сегодняшний день формировать туры в сфере внутреннего туризма уполномочены 4250 компаний. – Ред.).
Сути дела это не меняет – отмена НДС коснулась лишь наиболее крупных игроков. И вот что в итоге получится – непонятно. С одной стороны, у них появляется возможность направить больше ресурсов для развития внутренних маршрутов, инвестиций и т. д. и т. п. С другой – в масштабах страны речь идет не о таких уж существенных деньгах. По подсчетам Полетаева, бизнес высвободит всего лишь 381 млн руб. «Поэтому эти 89 (компаний) – это просто ни о чем в рамках поддержки отрасли», – недоумевал тогда сенатор. Освобождение туроператоров от НДС он назвал не чем иным, как лоббизмом в пользу «крупняка».
За что боролись
Представители крупных туроператоров с этим упреком не согласны. Льготу называют нужной, так как она стимулирует активнее работать с турами по России, способствует укрупнению и консолидации рынка: исчезает одна из причин дробления бизнеса ради налоговой оптимизации. Кроме того, идея обнуления НДС для туроператоров внутреннего и въездного туризма логично проистекала из предыдущих инициатив: ранее правительство поддержало этой же льготой отели, а также авиакомпании. Справедливо ее распространить на всех участников цепочки.
Действительно, сейчас обнулением НДС могут воспользоваться лишь отдельные компании, но это произошло не по злому умыслу, а из-за недопонимания. Как объяснил редакции TourDom.ru президент РСТ Илья Уманский, освобождаются от НДС именно туры по России. Турпродукт включает в себя перевозку. При этом Минфин, опираясь на формулировки от Минэка, выпустил разъяснения, в которых указывается, что под перевозкой в составе туристского продукта понимается перевозка туриста из страны (места) постоянного жительства в страну (место) временного пребывания воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным транспортом. Однако это классическое определение подходит, скорее, для выездного туризма. В России туристы в основном добираются к месту отдыха самостоятельно, а уже по прибытии в нужный город или на курорт пользуются услугами местного туроператора. Например, едут в автобусный тур по Золотому кольцу или путешествуют по Камчатке. В составе таких программ тоже есть перевозка, но не такая, как описано в разъяснениях Минфина.
Если говорить о въездном туризме, то там похожая ситуация: обслуживать клиентов российские туроператоры начинают уже после того, как они прибыли в Россию, самостоятельно проделав весь путь от места своего проживания.
Именно из-за этих нестыковок льгота, о которой говорил в Госдуме Михаил Мишустин, оказалась фактически нерабочей. Чтобы освободить внутренних и въездных туроператоров от НДС не на словах, а на деле, необходимо внести изменения в формулировки. Для этого РСТ уже обратился с письмом в Минэкономразвития с просьбой «уточнить позицию, касающуюся трактовки перевозки в составе турпродукта», сказал нам Илья Уманский.
«Государство считает, что, как Прометей, кормит нас своей печенью»
Похожая картина вырисовывается с обнулением НДС для гостиниц. Судя по слайду на основе данных Росстата, который в феврале опубликовал у себя в блоге директор Центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян, налогов отели платят теперь даже больше. При этом фискальная нагрузка на отрасль спустя 1,5 года после введения льготы снизилась всего на 1%. «Зато государство считает, что каждый день, как Прометей, кормит нас своей печенью», – иронизирует автор.
Налицо недопонимание. Правительство уверено, что все делает правильно и внутренний туризм развивается, в том числе, и благодаря мерам поддержки. На самом деле, это еще предстоит понять, ведь отчасти внутренние турпотоки выросли из-за подорожания зарубежного отдыха. Это сразу повысило нагрузку на отели в стране и стало одним из факторов роста цен.
Логичный выход – увеличивать предложение услуг. В своем докладе Мишустин рассказал, что делается: «Действует также программа льготного кредитования строительства гостиниц. Реализация таких проектов позволит ввести более 20 тыс. новых номеров. Около 2 тыс. из них готовы». С одной стороны, прекрасная новость. С другой – надо учесть, что в коллективных средствах размещения России, по данным Росстата, числится более 1 млн номеров. Получается, что льготное кредитование позволит добиться роста этого показателя всего на 2%.
«Турпоток, оставляющий кучу пластика»
Правда, есть еще быстровозводимые модульные гостиницы. Но и их, как следует из доклада премьера, строится не так уж много. К концу этого года ожидается появление 14 тыс. номеров. То есть это даст еще 1,4% от уже имеющегося объема номерного фонда.
И со стороны Минэкономразвития, и на уровне руководителей правительства неоднократно звучали заявления, что господдержка строительства модульных гостиниц позволит быстро увеличить предложение на рынке внутреннего туризма. И тем самым – сделать поездки по стране доступнее и комфортнее.
Однако в реальности строительство модульных объектов вряд ли в состоянии приблизить к этой цели. С точки зрения инвесторов, быстровозводимые объекты целесообразно размещать там, где уже есть инфраструктура, – например, на площадке существующей капитальной гостиницы. Как говорил в комментарии нашему изданию вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов, так больше шансов отбить вложения и повысить выживаемость проекта. Однако такой подход сужает возможности применения модульных объектов.
С точки зрения туристов глэмпинги – это тоже немассовая история. Они интересны в основном бездетной молодежи, готовой приехать ради необычного антуража. И платить за это довольно высокий ценник. В прошлом году редакция приводила пример – от 9 тыс. руб.
А если верить ВЦИОМ, то по России активно путешествуют в основном обеспеченные женщины в возрасте 35–59 лет. Очевидно, что приоритеты у такой аудитории другие. При этом в сфере организованного туризма явно доминируют семьи. По данным туроператора «Алеан», на первом месте среди трендов спроса в России остается пляжный отдых, а на втором – оздоровление в санаториях и велнес-отелях. То есть в основной своей массе туристы хотят отдыхать все-таки в капитальных гостиницах, имеющих развитую инфраструктуру.
Есть и еще одна проблема. Ставка на господдержку небольших быстровозводимых гостиниц, которые по логике должны появляться точечно рядом с красивыми природными объектами, может спровоцировать конфликты между туристами и местным населением. Не все готовы терпеть рядом с собой такой бизнес, так как неизбежно появляются шумные компании. В прошлом августе мы писали о протестах жителей деревни в Татарстане. А уже в марте этого года на выставке MITT представитель ВЦИОМ Кирилл Родин спрогнозировал увеличение подобных конфликтов в регионах. По его словам, турпоток, оставляющий кучу пластиковых бутылок на берегу, никому не нужен.
Как сделать отдых в России доступнее
Чтобы сделать отдых в России доступнее, логичнее планировать меры поддержки так, чтобы они касались максимально широкого круга предпринимателей. И проектировать сразу целые курорты. Это обеспечит людей самыми востребованными форматами отдыха и снизит вероятность конфликтов интересов. Если территория развивается комплексно, то местные жители получают рабочие места и прочие бонусы от туризма в виде обновленной инфраструктуры, дорог и т. д.
Справедливости ради стоит сказать, что такая работа ведется. Президент Владимир Путин поддержал проект строительства нескольких новых морских курортов. Среди них – «Новая Анапа», который находится на этапе утверждения мастер-плана. В целом на развитие туризма государство в ближайшие годы уже пообещало выделить 400 млрд. Цифра огромная, но только лишь вливанием денег коренным образом ситуацию не изменить. Для привлечения частных инвесторов нужно решить системные проблемы отрасли гостеприимства.
Их еще в прошлом году назвал в интервью «Ведомостям» президент РСТ Илья Уманский. Первая – низкий показатель рентабельности капитала. И вторая – неравномерность фискальной нагрузки. И то и другое приводит к тому, что сейчас крупные инвесторы неохотно идут в туризм и выбирают для вложений более привлекательные отрасли. А остальные, по сути, занимаются микробизнесом – строят небольшие гостиницы и сдают апартаменты посуточно. В этом нет ничего плохого, но с точки зрения налогообложения такие форматы находятся в более благоприятных условиях. И эти перекосы желательно устранить.
И, конечно же, среди приоритетов государства в деле повышения доступности отдыха должен оказаться транспорт. Иначе кто поедет на курорты, если цены на билеты будут не по карману?