Ключевые события, комментарии, прогнозы
Какие события 2023 года оказали наибольшее влияние на турбизнес в России и что с ним будет дальше? Эти вопросы редакция задала подписчикам телеграм-канала для специалистов «Крыша ТурДома B2B», а также руководителям туроператорских компаний. По общему мнению, плохих новостей в 2023-м было меньше, чем в 2022-м. И это хорошо. Но все же сохраняется глобальная неопределенность, в которой туроператорам, турагентам и туристам предстоит провести и 2024-й. В этой статье мы рассмотрели ключевые события года с комментариями специалистов.
Ослабление рубля
Заранее оговоримся, что речь пойдет о зарубежном отдыхе. Несмотря на то что внутренний туризм за последние годы очень прибавил в объемах, для турбизнеса традиционно большое значение имеют именно выездные направления, так как по России туристы путешествуют в основном самостоятельно.
Одним из главных событий со знаком «минус» стало ослабление рубля. В 2023 году курс стартовал с более-менее комфортных отметок в 69 руб. за доллар и 72–73 – за евро. Однако, как видно на графике, в течение всей весны шел неуклонный рост котировок. Во второй половине мая рубль слегка окреп, но лишь на короткое время. В самый разгар сезона доллар и евро резко подорожали, пробив сторублевую отметку.Это повышение серьезно повлияло на конъюнктуру рынка. Главное выездное направление – Турция, где ценник в начале года взлетел на 25–30%, – подорожало еще больше. Как результат, признаки игры на понижение, появившиеся уже в феврале, к маю переросли в массовые распродажи, а перевозку в Турцию на лето пришлось сокращать.
Надо сказать, туроператоры вели непрерывную работу с отелями, разъясняя им, к чему может привести повышение цен выше психологического уровня. Это касалось не только Турции, но и других востребованных стран. Результаты переговоров отразились уже на тарифах очередного зимнего сезона – на целом ряде направлений российским компаниям удалось склонить партнеров к уступкам. «Египет, Таиланд, Шри-Ланка – по этим странам мы смогли добиться сохранения тарифов на уровне прошлого года», – привела пример заместитель генерального директора Anex Яна Муромова.
В Турции по состоянию на последние числа декабря переговоры еще продолжались. Это не совсем типично для турецкого направления, так как обычно ранние продажи на следующий год начались еще осенью предыдущего. А до пандемии туроператоры уже к марту продавали порядка 40% кресел на чартерах в Турцию.
Дебермудизация самолетов
Событие со знаком «плюс» – вывод лайнеров российских авиакомпаний из иностранных юрисдикций. Этот процесс получил название «дебермудизация» и шел весь 2023 год. Крупные перевозчики, прежде всего из группы «Аэрофлот», смогли договориться с лизингодателями и вернуть на международные маршруты десятки самолетов. Подключились также S7 и «Уральские авиалинии».
Высвобождение лайнеров продолжалось на фоне наращивания рейсов в Россию со стороны иностранных компаний. Это привело к тому, что в 2023 году объем перевозки серьезно увеличился как с точки зрения расширения маршрутной сети, так и по части объемов на основных туристических направлениях. Дефицит предложений авиабилетов, характерный для 2022 года, во второй половине 2023-го сменился профицитом. По словам Дмитрия Арутюнова, генерального директора «АРТ-ТУР», это позволило туроператорам в каких-то случаях отказываться от нерентабельных чартеров или блоков, предпочитая без рисков выкупать билеты через GDS. Причем цены на регулярных рейсах зачастую не превышали стоимости мест на чартерах.Переоценка спроса
Артур Мурадян, генеральный директор Space Travel, назвал перемену в балансе спроса и предложения одной из самых ярких примет года. Он считает, что участникам рынка предстоит «перестроиться на новую реальность», которую характеризуют обострение конкуренции и низкий спрос.
В качестве примера можно привести события конца 2023 года, когда авиакомпании, выполняющие полеты на курорты в интересах крупных туроператоров, стали сокращать перевозку. В октябре AZUR air отменила рейсы в Паттайю (Таиланд) из ряда городов, а Red Wings – из Москвы. В середине декабря планы скорректировал даже «Аэрофлот». Авиакомпания частично отменила полетную программу в Дубай из Москвы, Казани, Екатеринбурга и Новосибирска, которая должна была начаться в декабре. А ближе к Новому году нацперевозчик решился на небывалый шаг. На целом ряде направлений он устроил распродажу на самые дефицитные даты, с 28 декабря по 1 января. Крупные туроператоры также сократили часть рейсов в Турцию и Египет.
Вечером в последнюю пятницу года, 29 декабря, TEZ TOUR объявил, что отменяет туры в ОАЭ с вылетом на блоках Air Arabia до 22 января. «Колебания курса и его укрепление на высоких отметках, переизбыток авиаперевозки и в целом сложный для турбизнеса год привели к принятию ряда сложных решений, которые, к сожалению, на текущий момент необходимы», – объяснили в компании.
Вернулась конкуренция, но отдых за границей – для богатых
Руководитель PAC Group Илья Иткин главным итогом 2023-го называет возвращение на рынок конкуренции. Благодаря ей стоит ожидать расширения ассортимента туров, должна вырасти доступность турпоездок в 2024 году. Но эти условия не стоит переоценивать. Илья Иткин делится размышлениями: «Прогноз на 2024 год у меня позитивный, однако я не вижу предпосылок для возвращения на рынок заграничных туров представителей среднего класса. Сегодня международный туризм по карману состоятельным туристам с высоким или очень высоким доходом. Эти люди по-прежнему будут составлять основу выезжающих за границу. Поэтому все туроператоры будут стремиться держать фокус внимания на премиальном и luxury-туризме». Илья Иткин ожидает, что в 2024 году продолжится борьба за относительно небольшое количество клиентов при увеличившемся количестве перевозки.
Война Израиля с ХАМАС
Беспрецедентное вторжение 3000 боевиков ХАМАС в приграничные районы Израиля и развернувшиеся за ним боевые действия армии Израиля в Палестине в октябре стали главной темой мировых новостей. Последствия ощутили и в турбизнесе. МИД РФ предостерег россиян от поездок в Израиль, Ливан, Иорданию и на палестинские территории. Как следствие, круизным компаниям пришлось корректировать программы, в том числе отменить заходы в порты Израиля на Средиземном море, а также маршруты по Красному морю.
Что касается спроса на Египет, то рекомендаций со стороны МИДа не последовало. Это позволило туроператорам и авиакомпаниям продолжить полеты, несмотря на некоторый спад спроса, наблюдавшийся в первые дни после вторжения.
По словам представителей туроператоров, израильско-палестинский конфликт не оказал большого влияния на поведение туристов.
Сезонность снова решает
«Начиная с 2020 года в туризме происходили катаклизмы, которые вынуждали туроператоров постоянно спасать ситуацию. Минувший 2023 год прошел стабильно, и это вернуло рынок к допандемийным условиям», – отметила Яна Муромова. В 2023 году на поведение туристов влияли не столько внешние факторы (ковид, частичная мобилизация и т. п. – Ред.), сколько обычная сезонность. О ней в турбизнесе начали вспоминать, когда искали объяснение довольно слабому спросу на Египет осенью 2023 года. Изучив запросы пользователей в соцсетях и опросив туристов, в Anex пришли к выводу, что в сложившихся условиях клиенты турфирм принимают во внимание совокупность факторов, более тщательно подходят к решению, где и когда провести отпуск, чаще действуют не спонтанно, а рационально. Логика такая: «если уж и платить за отдых большую сумму, то надо получить от него максимум удовольствия и пользы».
Возвращение в Европу
Еще одна тенденция со знаком «плюс» – российские туристы вновь стали ездить в страны Европы, даже несмотря на отсутствие прямых рейсов. Этому способствует то, что консульства Италии, Греции, Франции, Испании продолжают оформлять визы. В основном их дают под сроки поездки, но часто путешествующие россияне могут рассчитывать и на мультивизы. Эксперты ожидают, что в 2024 году тенденция к увеличению поездок по Европе продолжится.
Раннего бронирования нет
Все наши собеседники отмечают почти полную потерю интереса туристов к раннему бронированию и такие же прогнозы дают на 2024 год. Причин две. Во-первых, к декабрю стало очевидно, что заблаговременная покупка тура не гарантирует ценового преимущества: ближе к новогодним праздникам появилась масса спецпредложений как от туроператоров, так и от авиакомпаний. Туристы рассуждают, что и туры на весну-лето – 2024 лучше не бронировать заранее. Во-вторых, со стороны многих гостиниц нет ясности по поводу тарифов на предстоящий сезон.
«От отельеров Турции ожидались серьезные скидки по раннему бронированию от цен 2022 года. Однако по состоянию на конец декабря-2023 не все отельеры определились, цены пока не выглядят привлекательно по отношению к прошлому году. Как следствие, акцента на ранних продажах нет, поэтому пока неясно, как двинется рынок», – поделилась наблюдениями Яна Муромова. Она добавила, что от того, сколько будет стоить отдых в Турции, во многом зависят и перспективы сезона на других направлениях.
Между тем нельзя сказать, что раннего бронирования нет совсем. Места в отелях высокого уровня, популярных как у туристов из России, так и зарубежных клиентов, раскупают очень хорошо. Это показал, например, опыт продаж новогодних туров в Таиланд.
«Электронная путевка»: много шума, но пока ничего
Историческое событие года: вступила в силу ГИС «Электронная путевка» (ЭП), разработка которой началась еще в 2015 году. После 15 ноября 2023 года туроператоры (пока только в сфере выездного туризма. – Ред.) обязаны передавать туда информацию о проданных турах. Это событие наделало много шума, так как поставщики услуг по закону несут ответственность за нестыковки в данных, которые они получают от турагентов. Однако к кардинальной перестройке модели отношений с розницей ЭП пока не привела. О смене порядка начисления вознаграждения, которое влияет на цену тура в «Электронной путевке», пока заявил только Библио-Глобус. Тем не менее, по словам наших собеседников, обратного пути у туроператоров нет – в 2024 году турбизнесу предстоит приспосабливаться к новым правилам работы, а их последствия в полной мере проявят себя, вероятно, только в 2025 году.
Позитивным событием минувшего 2023 года называют консолидацию крупных туроператоров вокруг тестирования «Электронной путевки». Это позволило облегчить процесс запуска и перехода на новую систему, организовать передачу опыта другим компаниям.
«Ковидные» туры: долги закрыты
В заключение еще об одном позитивном наблюдении. По словам одного из наших собеседников, по статистике, которую все ключевые компании отправили в Минэкономразвития, долгов, связанных с пандемией, нет. Остались только относительно небольшие суммы, которые не востребованы самими туристами. Поэтому вопрос возврата денег за не состоявшиеся в 2020 году туры можно считать закрытым. Компании турбизнеса, каждая по-своему, нашли равновесие, что сказывается на их политике. В частности, теперь туроператоры просят минимальную предоплату за туры.