Нужны ли в системе контактные данные?
15 ноября истекла отсрочка, которая освобождала туроператоров от ответственности за непредоставление данных о турах за границу в государственную информационную систему «Электронная путевка». Это, без преувеличения, историческое событие: первое упоминание этой информационной системы восходит еще к 2011 году, а старт много лет откладывался из-за неготовности как самого продукта, так и рынка. Теперь, когда ЭП запущена и обязательна в сфере выездного туризма (для внутреннего отсрочка сохраняется до 1 сентября 2024 года), редакция TourDom.ru обобщила информацию о том, что меняется для туристов, туроператоров, турагентов и какие возникают вопросы.
Прежде всего подчеркнем, что данные вносят в ЭП именно туроператоры. Состав требуемой информации определен правилами работы системы, утвержденными Постановлением правительства от 18 марта 2023 года № 417. Это данные о стоимости проданного тура, составе услуг, маршруте поездки, информация о туристах, туроператоре, турагенте.
Туроператоры должны учитывать, что начиная с 15 ноября они могут быть исключены из федерального реестра за непередачу данных о зарубежных турах или ошибок в них – в случае если будут выявлены три нарушения в течение 3 месяцев подряд.
Турагентства, в свою очередь, обязаны продавать туры за границу только при условии уведомления туроператоров о заключении договоров о реализации турпродукта. Крупные поставщики встроили соответствующие формы в личные кабинеты и тем самым автоматизировали этот процесс. Однако турагенты, почитав инструкции, обнаружили странности.
Целый ряд туроператоров, например «Интурист», настаивает, что розничный партнер при бронировании обязан указать адрес, номер телефона и e-mail заказчика турпродукта (покупателя тура. – Ред.). Однако еще весной правительство освободило туроператоров от необходимости вносить в «Электронную путевку» контакты туристов. В правилах работы ЭП указано, что телефоны и e-mail вносятся «при наличии», адрес не упомянут вообще.
Как объяснили редакции в пресс-службе «Интуриста», забронировать тур без заполнения полей с контактными данными нельзя, так как их передача в «Электронную путевку» предусмотрена системой «Само-тур», на которой работает этот туроператор, как и многие другие.
Один из участников телеграм-канала для специалистов «Крыша ТурДома B2B», где обсуждается эта тема, сообщил, что поля с e-mail и телефоном убрали из системы при последнем обновлении только 1 ноября: «Они необязательны для заполнения. Последнее обновление упростило ввод данных в ГИС ЕИС. Значительно снижена нагрузка на ТО по передаче данных». Так что, возможно, программисты «Само-софта» (авторы «Само-тура») просто не успели среагировать.
По информации АО «Национальные туристические технологии», управляющего системой, представители «Само-софта» участвовали в тестировании и в курсе обновлений, так что вряд ли дело в программе. Как уточнили в НТТ, «Электронная путевка» корректно примет информацию о туре и без полей с контактами туристов: «Они заполняются в зависимости от того, предоставил ли подобные данные заказчик/турист. У нас нет закона, обязывающего человека иметь телефон или e-mail, либо в обязательном порядке их передавать».
Тем не менее крупные туроператоры объясняют, что контактные данные лучше вносить, так как это необходимо ради безопасности самих туристов и необходимости их срочно вывезти в случае форс-мажорных ситуаций. Такое было уже не раз: и в 2015 году, когда после теракта закрыли авиасообщение с Египтом, и в пандемию, и в 2022 году из-за санкций. Кроме того, иногда возникает необходимость предупредить туристов об изменении времени вылета. «Если где-то в Хабаровске уже ночь, то как из Москвы связаться с туристом через турагента? Контактные данные туристов нужны именно для этого», – пояснила гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная.
Судя по обсуждению в турагентской среде, большой проблемы в необходимости заполнять поля с контактами туристов нет. «У “Пегаса” все данные давно обязательные. Сегодня бронировали “Пегас”. Ничего нового», – написал один из турагентов. В крайнем случае можно указать телефон и e-mail своего турагентства, это не будет считаться нарушением. «Sunmar поставил графу “заказчик”, но не требует особо срочно заполнять, срок заполнения большой, в общем, пока все отлично», – поделился первыми впечатлениями от работы по новыми правилам другой подписчик.
Гораздо больше вопросов у агентств возникает по поводу того, как правильно указать в форме уведомления о заключенном договоре стоимость тура – с вознаграждением или без. Некоторые туроператоры ранее предупредили своих партнеров, что она должна соответствовать указанной на их сайтах. Если речь об индивидуальных турах, то сумме, сформированной сотрудником туроператорской компании при расчете по внутреннему курсу на день оформления. В частности, такие разъяснения 15 ноября опубликовал на своем сайте ITM Group.
Редакция продолжит освещать темы, связанные с запуском «Электронной путевки». Если у вас возникают вопросы, напишите админу телеграм-канала.