Туроператоры шокированы заявлением Ростуризма по Коксаки
Сегодня, 11 августа, Ростуризм сообщил об угрозе безопасности здоровью туристов, отдыхающих в Турции. Это связано с участившимися случаями заражения энтеровирусной инфекцией в стране. Федеральное агентство по туризму отметило, что повода эвакуировать туристов нет. Однако те, кто еще не уехал, имеют право аннулировать тур без штрафов. Почему неопасная болезнь Коксаки, которая проходит сама за неделю и часто встречается и в России, угрожает выездному туризму на одном конкретном направлении – экспертам непонятно.
500 – это много или мало?
Ростуризм опубликовал свое заявление на основе заключения Роспотребнадзора, согласованного с МИДом. По данным Федеральной службы по защите прав потребителей, к ним на «горячую линию» поступило 500 обращений с жалобами на ухудшение здоровья в отелях городов Сиде, Аланья, Белек, Кемер, Анталья и других в этом сезоне. Наибольшее число заболевших составляют дети до 14 лет.
При этом в релизе Роспотребнадзора отмечается, что Минздрав Турецкой Республики пока не сообщил об ухудшении эпидемиологической обстановки в стране. Однако оба ведомства (Ростуризм и Роспотребнадзор), сославшись на статью 14 Федерального закона № 132, заявили, что туристы имеют право потребовать изменения (в том числе направления или сроков поездки) или расторжения договора о реализации туристского продукта. При этом фактически понесенные расходы не подлежат удержанию туроператором.
Представители туроператорских компаний были шокированы этим решением. Тем более что еще вчера глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что вспышки вируса Коксаки в России и Турции нет. Однако спорить с законом никто в турбизнесе не собирается. Они надеются, что смогут убедить туристов выбрать другое направление взамен Турции и полный возврат средств делать не придется.
Так, гендиректор компании «Пегас» Анна Подгорная ограничилась комментарием, что она работает в рамках закона и намерена соблюдать требования статьи 14. Напомним, недавно туроператор уже нарвался на подобную историю с «рекомендациями Ростуризма» и, видимо, больше спорить не хочет.
В ANEX Tour же еще верят, что заявление Ростуризма носит рекомендательный характер и не будет воспринято клиентами как сигнал к отмене оплаченных туров. «В настоящий момент мы отслеживаем ситуацию и анализируем реакцию туристов. Что касается дальнейших действий, то мы предлагаем людям перебронироваться на другие направления в случае опасений с их стороны. При поступлении дополнительных рекомендаций со стороны МИДа мы будем действовать в соответствии с их указаниями», – сообщила HotLine.travel пресс-служба туроператора. Также в компании отмечают, что статус «эпидемии» всё-таки не объявлен, а по данным страховой, с которой сотрудничает туроператор, обращения с симптоматикой вируса Коксаки в Турции составляет всего 1-2 % от общего количества.
Топ-менеджер другого крупного туроператора, который попросил не называть его имени, тоже обратил внимание на цифры. По его словам, 500 человек на аудиторию российских туристов в Турции – ничтожно мало. Конечно, это звоночек к более внимательному поведению на курорте, но никак не повод аннулировать туры. «В Сочи гораздо выше порог заболеваемости энтеровирусными инфекциями, но никаких ограничений по этому направлению почему-то нет. Я, конечно, могу принять решение Ростуризма, но понять его не могу. Тем более с туроператорами никаких встреч и бесед по данному вопросу не проводилось – это просто публикация, которая лишена объективности и здравого смысла», – сказал эксперт.
Что делать турагенту
Если же уговорить туриста изменить тур не получилось, то он имеет полное право отказаться от него по суду. Юрист Георгий Мохов подчеркнул, что сообщение Ростуризма всё-таки является основанием для расторжения договора и применения 14-й статьи, т. е. возврата стоимости тура без удержания ФПР. «Теперь при заключении договора турагенты обязаны уведомлять туристов об имеющейся угрозе, поскольку она официально подтверждена органом власти. Если договор уже заключен и турист требует его расторжения, иными словами, отказывается лететь, необходимо со ссылкой на это письмо направить аннуляцию туроператору. Отмечу, что фингарантии в этой ситуации не применяются», – сказал эксперт.
Далее, есть два варианта: либо туроператор возместит средства в досудебном порядке, либо попробует удержать штрафы. В последнем случае турагенту лучше встать на сторону туриста и порекомендовать обратиться к организатору тура с иском.
Как много будет туристов, которые откажутся от отдыха в Турции, – будет зависеть от дальнейшего информационного фона. В любом случае бомба под выездной туризм уже заложена…
P.S.: В субботу, 12 августа, Ростуризм дал разъяснение туристам по порядку возврата средств за туры в Турцию, а туроператоры сообщили турагентам свой предварительный план действий.