Туризму готовят свой «Платон»?
Новая доза информации о проекте «Электронная путевка» выдана широкой общественности. 18 июля «Коммерсантъ» написал, что компания КРЭТ, входящая в госкорпорацию «Ростех», будет развивать упомянутую систему. В чем миссия и каковы интересы этих мощных игроков? К чему готовиться будущим пользователям системы?
Туризм и военные
Публикацию в «Коммерсанте» наблюдатели расценили как контролируемый «слив информации» со стороны Ростуризма. Отраслевое ведомство уведомляет всех заинтересованных лиц, что в проекте «Электронная путевка» у него появились крупные союзники.
Кто же таков этот КРЭТ, который будет «развивать систему»? «Концерн Радиоэлектронные технологии», дочка «Ростеха», объединяет 76 предприятий по разработке и производству продукции военного и гражданского назначения. Комплексы бортовой радиоэлектроники, средства радиоэлектронной борьбы и разведки, системы государственного опознавания и т. д. На 90 % деятельность концерна связана с оборонными заказами. Согласитесь, масштаб и профиль КРЭТа придает теме электронной путевки новое звучание. Но в чем будет выражаться его участие в развитии системы учета реализуемых турпакетов? Пока неясно. Формулировки в публикации «Коммерсанта» довольно обтекаемы. Возможно, конкретика появится в меморандуме, который планируют подписать КРЭТ и Ростуризм в ходе авиасалона МАКС.
Как полагают наблюдатели, Ростуризм заинтересован в поддержке «Ростеха» по привлечению инвестиций для запуска системы. Электронная путевка уже и так слишком дорого обходится государству, чтобы сверх выделенных на разработку 500 000 000 руб. ожидать дальнейшего финансирования. Тем более что на фоне продолжающегося снижения цен на нефть федеральный бюджет верстается под девизом «Экономьте на всем».
Где взять еще 300 млн?
По неофициальным данным, запуск электронной путевки потребует еще 300 млн. Если средства будут привлечены через «Ростех», то логично предположить, что его «дочка» потом и получит статус сервисного оператора системы. Ранее наиболее вероятным кандидатом на эту роль считалась компания «Астерос» – подрядчик «Ростуризма» по созданию технологии электронной путевки.
В самом «Астеросе» пока не комментируют вопрос о том, кто будет обслуживать систему после ее внедрения. «Пока говорить об этом преждевременно. Сначала нужно завершить разработку и сдать ее заказчику – Ростуризму», – говорит Алексей Денисов, директор проекта «Электронная путевка» в компании «Астерос».
Что ж, посмотрим, как будут развиваться события. Ближе к концу года должны объявить тендер на внедрение и обслуживание системы, запуск которой, напомним, ожидается уже в январе 2018 года.
А пока продолжаются ее тестирование, а также разработка нормативно-правовой базы. «Готовятся два постановления Правительства, в которых должно быть прописано, какая именно информация через электронную путевку будет доступна клиентам, туркомпаниям и регулятору, – говорит Игорь Козлов, руководитель IT-комитета при «Турпомощи». – Идет также процесс регистрации электронной путевки, причем уже совершенно точно в статусе ГИС – государственной информационной системы».
Кстати, если это будет ГИС, но средств из федерального бюджета на нее не ожидается, то кто же должен оплачивать обслуживание? Всё-таки пользователь? Такой вариант не исключен, говорит Игорь Козлов: «Возможно, это будет государственно-частное партнерство, при котором участие в информационной системе предстоит оплачивать самим участникам рынка».
Впрочем, многое зависит от того, станет ли электронная путевка обязательной для компаний, реализующих пакетные туры, уточняет Дмитрий Горин, член IT-комитета. Пока на законодательном уровне это не закреплено.
***
Если систему электронного учета проданных турпакетов сделают обязательной и платной для пользователей, то это будет своеобразным аналогом «Платона». Следует ли ожидать массовых акций протеста со стороны туроператоров – по примеру водителей большегрузных автомобилей? Вряд ли. Скорее, электронная путевка станет еще одним фактором, побуждающим производителей туруслуг отказываться от туроператорского статуса, который и так уже обходится им очень дорого, и применять обходные схемы – реализовывать услуги вне пакета. В таком случае электронная путевка станет для государства очень дорогим инструментом контроля за стремительно редеющим рынком.