Путин сказал: «Хорошо». Что скажет потребитель
23 января вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил меру по государственной поддержке российского авиапрома: выдавать авиакомпаниям допуски на востребованные направления только при условии, что рейсы будут осуществляться на отечественных самолётах. «Хорошо», – ответил президент Владимир Путин. Как отнесутся к такой перспективе ваши клиенты?
Очевидно, Дмитрий Рогозин подразумевал именно зарубежные маршруты, поскольку для полётов внутри страны авиакомпаниям не нужны разрешения регуляторов. При этом не сказано, когда планируется ввести подобное требование, будет ли оно распространяться только на новые допуски или в том числе и на действующие.
Эксперты, впрочем, уверены, что идея носит пока гипотетический характер и рассчитана на перспективу. Потому что сейчас её осуществить нереально технически ввиду отсутствия в стране достаточного количества отечественной авиатехники. «До 96 % пассажиров в 2016 г. перевезены на самолётах зарубежного производства», – отмечает Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
Самый крупный эксплуатант российских судов – «Аэрофлот». Но на подавляющем большинстве зарубежных маршрутов эти ближнемагистральные машины проигрывают по экономике, считают эксперты.
В парке «Аэрофлота» – 30 единиц Sukhoi SuperJet 100
Среднемагистральные Ту-204 и Ту-214 есть у Red Wings. Но это к делу не относится, комментирует гендиректор авиакомпании Евгений Ключарев, – преференции, о которых говорил Дмитрий Рогозин, предполагается распространить на МС-21 и Ил-96-400М.
Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) планирует начать поставки МС-21 в конце 2018 г. и запустить серийную сборку Ил-96-400М с 2020-го. Вряд ли ими завалят рынок – например, последняя из упомянутых моделей будет производиться в количестве двух самолётов в год.
Как гласит Википедия, МС-21 – это российский проект ближне-среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолёта, который претендует на ту же нишу, что и новые модели B-737 и A-320. Торжественная церемония выкатки опытного экземпляра МС-21 состоялась в Иркутске 8 июня 2016 г.
Сначала дайте технику, потом выставляйте условия эксплуатантам, говорят эксперты из авиации. И отмечают, что административная поддержка пойдёт на пользу отечественному производителю только в том случае, если техника будет выгодна по экономике и удастся решить имеющиеся проблемы с послепродажной поддержкой, техническим обслуживанием и ремонтом – всем, что позволяет перевозчикам обеспечивать лётную годность бортов.
В целом же, конечно, все признают, что российский авиапром надо развивать, наша страна – одна из немногих, способных не только производить, но и разрабатывать современные воздушные суда.
Кстати, первые лица государства летают в основном на отечественных бортах. Обычно это Ил-96-300ПУ – значительно модифицированный вариант пассажирского Ил-96. Буквы ПУ означают «пункт управления».
Ил-96-300ПУ спецотряда авиакомпании «Россия» в аэропорту Внуково. 2015 г. Фото: Anna Zvereva
А что скажут обычные пассажиры, если их административным решением пересадят с иномарок на российские самолёты? Как вы считаете? Участвуйте в опросе.