Допустит ли власть остановку полетов авиакомпании?
Заявления о возможности банкротства «Трансаэро», сделанные вчера министром транспорта Максимом Соколовым и сегодня первым вице-премьером Игорем Шуваловым, создают беспрецедентный фактор стресса на туристическом рынке. Насколько вероятен этот пессимистический сценарий, подразумевающий остановку полетов авиакомпании? Чем он грозит операторам-блочникам, их агентам, клиентам? И что в данном случае можно предпринять?
Судьба «Трансаэро» будет в очередной раз решаться на самом высоком уровне – по данным из неофициальных источников, это должно произойти 1 октября на совещании у Игоря Шувалова. Предстоит искать выход из клинча, в результате которого «Аэрофлот» не получил в установленный срок – до 28 сентября – 75% и 1 акцию «Трансаэро».
По мнению экспертов, заблокировали процесс передачи активов банки-кредиторы, у которых в залоге 25% акций, и прежде всего – «Внешторгбанк». Причина – стремление получить господдержку, чтобы компенсировать неизбежные убытки по кредитам «Трансаэро». Воспротивились также отдельные акционеры, отказавшись отдавать свои доли бесплатно. В результате вовремя собрать тот самый пакет - 75% и 1 акцию - не удалось.
Многие наблюдатели расценили заявление чиновников о возможности банкротства авиакомпании, как ответный сигнал банкирам: попытка затормозить сделку способна привести к худшему варианту развития событий, при котором все кредиторы выстроятся в длинную очередь за тем, что удастся выручить после продажи активов «Трансаэро». На одних только ожиданиях банкротства, после заявления Шувалова, акции перевозчика сегодня обрушились на 18%. Остановка полетов – худший вариант и для кредиторов, и для акционеров, которые зачастую едины в двух лицах. Так, председатель совета директоров и совладелец «Внуково» Виталий Ванцев, которому принадлежит 4,5% акций авиакомпании, сообщил на этой неделе, что она должна аэропорту 1,5 млрд руб. (напомним, что совокупные долги «Трансаэро» оцениваются в 250 млрд руб.).
В принципе, радикальные заявления министра транспорта и вице-премьера – также могут быть знаком совету директоров «Трансаэро»: надо содействовать в скорейшем юридическом оформлении сделки. Пока же эмиссары «Аэрофлота» сталкиваются со сложностями даже в получении оперативной информации о деятельности и контрактинге поглощаемого предприятия. Об этом можно судить по косвенным признакам: «Аэрофлот» запрашивал договоры на блочную перевозку с «Трансаэро» у ее партнеров из туроператорской среды – очевидно, не получив их в самой авиакомпании.
Вообще, для «Аэрофлота» вопиющий факт неисполнения обязательств по передаче активов «Трансаэро» в установленный срок – вполне законный повод выйти из сделки. Но пока он продолжает следовать политической воле, четко выраженной в начале сентября самим же вице-премьером Игорем Шуваловым: «Чтобы все обязательства перед пассажирами и сотрудниками авиакомпании были выполнены, и никаких социальных потрясений не произошло». И мы наблюдаем аттракцион невиданной щедрости: группа «Аэрофлот», которая де-юре в «Трансаэро» ничем не владеет, уже в течение месяца оплачивает операционную деятельность авиакомпании.
Трудно себе представить, чтобы после таких заявлений и жертв государство реализовало сценарий резкой остановки деятельности, сопряженной с необходимостью эвакуации десятков тысяч пассажиров. Тем не менее, туристическая власть рекомендует туроператорам быть готовыми ко всему. 30 сентября на сайте «Турпомощи» появилось обращение к участникам рынка, где, в частности, сказано: «В связи с реорганизацией работы авиакомпании «Трансаэро» Ассоциация «ТУРПОМОЩЬ» и Ростуризм еще раз обращают ваше внимание на необходимость четкого соблюдения Постановления Правительства РФ от 22.09.2014 г. N 967 «О внесении изменения в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта» в части обязательной выдачи туристу до начала путешествия билета «туда-обратно» с указанием сведений о пассажире».
Если перевести с административного на общечеловеческий, то смысл такой: для собственного спокойствия необходимо сразу выписывать билеты на рейсы «Трансаэро» по всем оплаченным заявкам. По мнению руководителей Ростуризма, в случае банкротства авиакомпании государство обеспечит выполнение обязательств перед «обилеченными» туристами. А вот что будет с депозитами, которые внесены туроператорами за перевозку на будущие периоды?
Этот вопрос обсуждался 29 сентября на совещании Ростуризма и Росавиации. Руководитель Ростуризма Олег Сафонов сформулировал позицию отрасли: «Считаем абсолютно необходимым выполнение всех полетных программ авиакомпании «Трансаэро», предоплаченных российскими туроператорами, которые являются кредиторами авиакомпании. Иначе, это приведет к ситуации, когда десятки тысяч российских туристов не смогут вылететь на оплаченный отдых и вернуться обратно в места вылета». Также Олег Сафонов подчеркнул: «Ситуация, сложившаяся на туристическом рынке, кардинально отличается от прошлогодней, когда тысячи российских туристов пострадали из-за финансовой несостоятельности некоторых туроператоров».
Кардинальное отличие не только в том, что фонд «Турпомощи» сейчас в два раза меньше, чем год назад, и вывозить туристов всем миром не получится. Есть еще одно важное обстоятельство: попытки возложить моральную ответственность за ЧП на туристический бизнес окажутся несостоятельны. Как отметил Олег Сафонов, мы имеем дело с уникальным случаем, когда не туроператоры должны перевозчику, а перевозчик – туроператорам. И если в итоге пострадают туристы, то это станет подрывом престижа для «Аэрофлота» и для государства, которые поручились, что интересы потребителя будут соблюдены.
Тем не менее, среди осведомленных наблюдателей есть скептики, которые утверждают: попытка удержать на крыле "Трансаэро" так дорого обходится, что престиж никого теперь не волнует, на всех уровнях власти уже согласован самый негативный вариант развития событий - банкротство, остановка полетов, организация вывозных рейсов для тех пассажиров, которые были ранее доставлены "Трансаэро" за границу и в различные пункты РФ. Прямым клиентам, не успевшим воспользоваться забронированной и оплаченной перевозкой на полгода вперед, по этой версии, будет предложено предъявлять требования к авиакомпании в порядке общей очереди согласно процедуре банкротства. Людям, купившим билеты в составе турпакетов, - обращаться к туроператорам, а те уже будут потом направлять регрессные иски предполагаемому банкроту.
Если прогнозы скептиков оправдаются, то отрасль испытает потрясение, не имевшее прецедентов, на фоне которого померкнут даже прошлогодние серийные скандалы. И 2 октября мы проснемся уже в принципиально ином рыночном климате.
Итак, ждем итогов завтрашнего совещания у председателя правительства.