Проблемы украинского перевозчика затронули российских туристов
Прошедшие новогодние праздники ознаменовались глобальным сбоем. На этот раз он произошел в Украине, но задел и российских туристов. Речь идет о проблемах украинской авиакомпании «Аэросвит», имеющей самую разветвленную маршрутную сеть в стране.
Первый «звонок» прозвучал еще до Нового года, когда из-за несоблюдения финансовой дисциплины перевозчиком 12 декабря в обслуживании ему отказал аэропорт Шереметьево. Тогда конфликт удалось оперативно уладить.
Под самые новогодние праздники, 27 декабря, «Аэросвит» подал заявление в Хозяйственный суд Киевской области о возбуждении в отношении самого себя процедуры банкротства. По словам одного из представителей компании, она понадобилась для того, чтобы «продолжить летать и чтобы не было такой ситуации, как в Шереметьево, когда пять операторов одновременно потребовали возвращения долгов». Эксперты же по-своему оценили демарш «Аэросвита»: с введением процедуры суд наложил временный мораторий на удовлетворение требований его кредиторов.
Пикантность ситуации заключалась в том, что широкой общественности о «самобанкротстве» стало известно только 3 января, (в том числе и из заметки, опубликованной на сайте TourDom.ua). Цепная реакция последовала незамедлительно.
Уже 4 января о приостановке обслуживания рейсов «Аэросвита» объявил его базовый аэропорт Борисполь. Здесь, как и в Шереметьево, ситуацию удалось разрулить в тот же день, но через двое суток об отказе принимать борта украинского перевозчика до погашения долгов объявили воздушные гавани Варшавы, Копенгагена и Стокгольма. Их администрация посчитала, что украинский мораторий не распространяется на заграничных субъектов хозяйственной деятельности. Открыли «небо» только через 3 дня после оплаты задолженностей. Но посыпались массовые задержки по другим направлениям – в Гоа, Хошимин, Пекин, Гонконг, Тель-Авив…
Случайным очевидцем творящегося в те дни в Борисполе стала руководитель проекта «БАНКО» TourDom.ua Вита Саар, возвращавшаяся 5 января из Киева. По ее словам, табло вылетов пестрело словом «Delayed». Толпы людей не знали, что делать (правда, самолет в Москву вылетел строго по расписанию). Накануне она стала невольным свидетелем того, что творилось и в туроператорских компаниях: так, телефон гендиректора одной из них в офисе не смолкал, вопросы, «на кого пересадить туристов», решались в пожарном порядке. Словом, коллапс украинского масштаба.
Российских туристов он тоже коснулся – в основном тех, кто самостоятельно покупал авиабилеты. Известно, например, что в Тель-Авиве 8 января по вине «Аэросвита» застряли около 30 российских граждан. RATA News со ссылкой на гендиректора компании «Ванд Интернешнл» Татьяну Ванд сообщает о проблемах с возвращением и организованных туристов, в частности, из Будапешта.
Вызволять пассажиров «Аэросвита» вызвался «Аэрофлот». Его глава Виталий Савельев пообещал, что компания перевезет всех пассажиров, купивших билеты на их с «Аэросвитом» совместные рейсы до 4 января включительно, независимо от даты полета. Однако продажи на такие рейсы были приостановлены еще 5 января – «до выяснения ситуации».