На туррынке обсуждают скандальную поправку к отраслевому закону
Изменения в отраслевом законе, утвержденные Советом Федерации 30 мая, вызвали споры не только по вопросу о доверенности, но и о полномочиях «Турпомощи». Согласно новой редакции экстренная помощь туристам ассоциация будет осуществлять только после того, как туроператор объявит о прекращении деятельности и/или будет исключен из реестра Ростуризма. По мнению критиков, теперь при возникновении нештатной ситуации получить помощь в течение 24 часов россиянам за границей будет практически нереально. Что скажут эксперты и инициаторы поправок?
Обойдемся без объявлений
Юристы считают, что туроператорам невыгодно объявлять о приостановке деятельности, так как проблемы могут не носить массового характера и происходить, например, только на одном направлении. Соответственно, операторы будут всячески затягивать с принятием решения, ставящего крест на их бизнесе. А туристам в это время придется страдать на чужбине из-за неоплаченного отеля или перелета или и того и другого вместе.
Однако, по словам сенатора Игоря Фомина, курирующего туротрасль в Совете Федерации, поправки не означают, что «Турпомощь» дистанцировалась от проблем туристов. Ростуризм отреагирует на ЧП даже если компания не объявит о прекращении деятельности. А начальник правового отдела Федерального агентства по туризму Изо Арахамия добавляет: у туристов есть масса вариантов для решения проблем.
«Если туроператор пропал и не выходит на связь, то можно обратиться в принимающую компанию, в российское консульство по телефонам, указанным в договоре. Родственники или знакомые могут проверить офис поставщика услуг в России. Если самостоятельно урегулировать ситуацию не удастся, всегда можно обратиться в «Турпомощь» и Ростуризм, мы выйдем на компанию и при наличии объективной информации о ее несостоятельности она будет исключена из реестра, а туристу оказана помощь», – говорит Изо Арахамия. И добавляет, что сделать это за 24 часа возможно, на исключение из реестра достаточно дня.
Обойдемся без денег
А вот тратить собранные в резервном фонде «Турпомощи» средства на действующего туроператора рациональным в Ростуризме не считают. Во-первых, потому, что причины, из-за которых туристы испытывают дискомфорт, бывают разными и не всегда означают игнорирование туроператором проблем клиентов. Например, вовремя не пришла оплата в отель; были выходные, и до представителей туроператора не смогли дозвониться; произошел какой-то сбой из-за праздников в другой стране… Во всех этих случаях туроператор должен выполнить свои обязательства и самостоятельно решить возникшие трудности. Во-вторых, в «Турпомощи» нашли способ вмешаться в ситуацию на дипломатическом уровне.
«Мы выработали подход, как сделать так, чтобы без привлечения средств из резервного фонда «Турпомощи» турист, находящийся на отдыхе за границей, не почувствовал на себе проблем туроператора. Ассоциация заключает соглашения с профессиональными сообществами и органами туристического управления других стран о взаимном обмене информацией и совместных действиях в подобных ситуациях. За счёт этого в случае, если туроператор в России не может выполнить своих обязательств, мы мобилизуем третью сторону – это может быть отель, транспортная компания, принимающая DMC. Раньше из-за отсутствия контакта с туристическими и общественными организациями зарубежных стран сделать это было очень сложно. Теперь мы постоянно на связи и можем оперативно координировать наши усилия», – сказал 30 мая TourDom.ru директор «Турпомощи» Александр Осауленко.
Насколько всё это будет реально служить туристам – мы увидим только на практике. Но в принципе уже можно ориентироваться на пример работы «Турпомощи» после краха туроператора TED Travel. Тогда, напомним, туристов расселяли и вывозили как раз силами партнеров поставщика услуг при участии Министерства по туризму Турции, но происходило это, конечно, не в течение 24 часов. «То, что было де-факто, стало де-юре», – резюмирует генеральный директор Центра защиты и помощи гражданам за рубежом Дмитрий Давыденко.