logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
18:28, 23 октября 2019
31549

Как владельцы «Натали Турс» чуть не создали конкурента «Трансаэро»

История несбывшейся мечты

Есть у отечественного турбизнеса истории, по которым можно снимать фильмы. Одна из них приключилась в 2001 году. Тогда туроператор «Натали Турс» был на пике формы, а его владельцы решились на невероятный по тем временам шаг – купить авиакомпанию. Но всё пошло не так…

812.jpg

Осколки и глыба

Как многие помнят, своих крыльев в начале двухтысячных ни один туроператор не имел. Рынок перевозок представлял собой мешанину из огромного количества компаний. То были большие и малые осколки советских авиаотрядов, по названиям которых можно было изучать географию, частные «стартапы» с двумя-тремя самолётами в парке, а также авиаремонтные заводы и НИИ, которые тоже имели свою технику и пытались зарабатывать на перевозках. Уже существовала «Трансаэро», но после кризиса 1998 года компания переживала не лучшие времена – ей пришлось расстаться с большей частью техники и маршрутов.

Над всем этим глыбой возвышался «Аэрофлот», который то допускал к себе заказчиков из туризма, то наглухо закрывался от них после прихода очередной команды эффективных менеджеров.

Сориентироваться в этом многообразии было непросто. Туроператоры кучковались вокруг авиаброкеров, которые помогали выстроить работу с авиакомпаниями, но добавляли в процесс элемент неожиданности. То и дело возникали скандалы, когда очередная «лошадка» ссаживала пассажиров из-за того, что деньги за проезд почему-то не передали.

Казино вместо неба

Те, кто в туризме давно, помнят, что нормальную авиакомпанию с прогнозируемым качеством перевозки и вменяемым руководством в начале двухтысячных надо было ещё поискать.

И вот как раз такой компанией была AJT Air (название образовано из первых букв имен основателей – Артур, Джеффри и Тимур).

К 2000 году перевозчик работал уже восемь лет и завоевал хорошую репутацию. Компания располагала парком из четырёх Ил-86 и одного Ту-154, поэтому идеально подходила под нужды туроператоров на массовых направлениях. Ил вмещал до 350 пассажиров, что по тем временам было конкурентным преимуществом. Боингов и аэробусов сопоставимой вместимости в России было мало, и эксплуатировались они тогда только «Аэрофлотом».

Тем не менее даже у AJT дела шли с переменным успехом. В 2000-е перевозчик вступил с долгами, которые оценивались в 15 млн долларов. Из трёх основателей в компании остался только один – Тимур Карчава. К тому моменту он увлёкся другим бизнесом – казино при отеле «Националь» – и особого интереса к авиации уже не испытывал.

Сделка века

История умалчивает, на каких условиях в AJT вошли новые собственники в лице основателей «Натали Турс» Наталии и Владимира Воробьёвых. Известно только, что сделка произошла в 2001 году и позволила Тимуру перевести всё внимание кредиторов на новых владельцев.

KMO_076664_02233_0h.jpg

Наталия и Владимир Воробьёвы, можно сказать, опередили время – попытались одними из первых совместить туроператорскую деятельность с авиабизнесом. Но вскоре стало ясно, что казавшийся логичным альянс тянет компанию ко дну.  

«Натали Турс» тогда была одним из главных игроков на рынке выездного туризма, контролировала львиную долю турпотоков в Испанию. Так что могла себе позволить инвестиции. Тем более что момент, как казалось, был выбран удачный.

В 2000-м в «Аэрофлоте» в очередной раз поменялась коммерческая политика. Сотрудничать с туроператорами компания резко прекратила, и вопрос поиска качественной перевозки стал ещё более злободневным.

С этого момента началось сближение «Натали Турс» и AJT. Компания загружала их борты на испанском направлении, так что предложение Тимура поучаствовать в бизнесе было воспринято благосклонно. Контроль над перевозчиком сулил новые возможности, синергию, имидж, наконец!

По словам экс-президента «Натали Турс» Владимира Воробьёва, финансовое состояние авиакомпании казалось тяжёлым, но с кредиторами удалось договориться. Примерно за год долг уменьшился с 15 до 10 млн долларов.

Не шуметь

Всё шло отлично, если бы не проблемы, которые валились с неба. Сначала с одним из Ил-86, который вёз на гастроли музыкантов, чуть не произошла авиакатастрофа. Затем вне игры фактически оказались и остальные самолёты. В Европе вступили в силу ограничения по шумам, из-за чего задействовать Ил-86 на своём главном, испанском направлении туроператор «Натали Турс» уже не мог. Какое-то время самолёты советского производства ещё допускались к полётам в Хорватию, Турцию и Египет, но ни одна из этих стран тогда не представляла большого интереса для владельцев «Натали Турс».

Воробьёвым стало ясно: покупая авиакомпанию, они недооценили риски и, самое главное, не разработали чёткую стратегию действий.

Проблема заключалась не только в европейских регламентах по шуму. Какими бы удобными и надёжными ни были самолёты советского производства, они не выдерживали конкуренции с зарубежной техникой по экономичности. Производство отечественных самолетов, двигателей, комплектующих умирало. Надо было ввозить иномарки и играть по общим рыночным правилам. Но для этого необходимы совсем другие инвестиции и колоссальные лоббистские усилия, связи в нужных кругах. Ведь ввоз иностранной авиатехники тогда облагался 30 %-ной пошлиной. А льготы были только у «Аэрофлота» и «Трансаэро».

В руки Мавроди

Кто знает, если бы собственники «Натали Турс» тогда решили рискнуть, история турбизнеса могла бы быть иной.

«Имея свою авиакомпанию, реально было в 2001 году выйти на Турцию и Египет. Старые игроки этого направления испытывали последствия кризиса 1998 года, а новые ещё только занимали места. Ниша оказалась свободной», – считает Владимир Воробьёв. И продолжает: «Но тогда мы настолько хорошо себя чувствовали в Испании, что могли позволить себе заниматься тем, что нравится, и встречаться с теми людьми, с которыми хотелось общаться. Возможно, в этом была наша ошибка».

Прикинув все за и против, Владимир и Наталия Воробьёвы избавились от авиакомпании, которая вдруг стала обузой. Контроль над AJT в августе 2003 года передали в руки авиаброкера Александра Мавроди (не путать с основателем «МММ» Сергеем Мавроди). Он имел репутацию специалиста по авиабизнесу, но даже ему не удалось ничего сделать: в сентябре 2003 года сертификат AJT был отозван. Теперь уже навсегда.

  • Tourism.Story
  • #Выездной туризм
Автор Дмитрий Даниленко
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/tourism-story/kak-vladeltsy-natali-turs-chut-ne-sozdali-konkurenta-transaero/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Книга «Время открытий. История турбизнеса с 90-х по 2009 год»
Книга «Время открытий. История турбизнеса с 90-х по 2009 год»

Tourism.Story

02/07/2025
77142
«Муж забрал все деньги, на которые я собиралась открыть турфирму»
«Муж забрал все деньги, на которые я собиралась открыть турфирму»

Tourism.Story

31/12/2024
72279
Илья Иткин: Из долины я смотрел на вершины Татр, меня переполняло счастье
Илья Иткин: Из долины я смотрел на вершины Татр, меня переполняло счастье

Tourism.Story

14/02/2024
48870
«Раньше открыть турагентство было проще»

Tourism.Story

08/02/2020
12496
Свое турагентство: легкий ли это бизнес?

Tourism.Story

25/01/2020
13753
Я стала первым туристом своей фирмы

Tourism.Story

18/01/2020
12606
Карьера с курьера: как добиться успеха в туризме

Tourism.Story

13/01/2020
12946
Кавказские Минеральные Воды: как они стали главным курортом России

Tourism.Story

12/01/2020
22591
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте