Личный опыт Анны Цицулиной
В цикле публикаций о людях туризма новая история. Анна Цицулина, руководитель турагентства «ТриаАтур», рассказала, как пришла в профессию, что оказалось самым трудным и почему сейчас вести бизнес в рознице стало сложнее.
«Мне было 17 лет. На каникулах позвонила соседка, которая открыла турагентство. Ей нужен был курьер, а мне – деньги. Работа в туризме для юной девушки казалась очень привлекательным занятием. Особенно в 1997 году, когда для большинства россиян заграничные поездки были целым событием.
После лета юная девушка продолжила работать курьером, через несколько месяцев стала менеджером, а через 3 года уже выполняла все функции руководителя. Директор компании к тому времени охладела к туризму и предложила за небольшое вознаграждение забрать бизнес и все наработки, включая клиентскую базу. Плюс у меня была поддержка со стороны семьи и друзей и напрочь отсутствовал страх. К 22-м годам пришло понимание того, что происходит в туризме и откуда ноги растут.
Самым сложным периодом для бизнеса стал 2008 год, когда бомбанул первый серьезный кризис. Курсы валют подскочили в 2 раза. Продать однодневную экскурсию было за счастье. 2014-й из-за массового банкротства туроператоров сильно подорвал доверие клиентов. Все остальные испытания я воспринимаю не как потрясения, а как опыт.
Это касается и вопросов внутренней кухни, прежде всего, работы с персоналом. Сложно не только набрать команду профессионалов и соратников, но и выстроить с ними отношения, создать такие условия, чтобы люди потом не ушли. С одной стороны, между начальником и подчиненными должна быть определенная граница, которую нельзя переходить. С другой – стараюсь выстраивать дружеские, чуть ли не семейные отношения в коллективе: вместе отмечаем дни рождения и другие праздники. С командой я всегда советуюсь. Считаю, что если директор принимает решения единолично, впоследствии их трудно внедрить в коллективе.
Если оглядываться назад, то хорошо видны те изменения, которые произошли в отрасли. Я думаю, раньше открыть турагентство было проще. Не было еще такого количества правил и требований, столько нюансов по отраслевому закону, с онлайн-кассами и т. д. Туроператоры поддерживали нас. Например, в Арабских Эмиратах из-за долгов принимающей компании начались массовые переселения из люксовых гостиниц, а турист настаивал именно на отеле One & Only Royal Mirage Resort Dubai. В те времена подобные конфликты не всегда решались цивилизованно. И не знаю, чем бы вся эта история могла закончиться, если бы не поддержка туроператора «Натали Турс». Нам не сказали: пишите претензию, идите в суд и разбирайтесь сами, как это принято сегодня. Туроператор сам полюбовно договорился с клиентом и выплатил ему компенсацию. Мы в разрешении этой ситуации не участвовали. Почему сейчас не так? Трудно сказать. Видимо, отношения стали более прагматичными».
***
Посмотреть все интервью с участниками проекта «Академики ТБГ» можно в YouTube: просто наберите в поисковой строке «ТурДом.TV».