Полёт в Австралию с оркестром
Редакция Hotline.travel продолжает публикацию цикла статей об истории российского турбизнеса. 18 лет назад туроператор «Натали Турс» был в отличной форме и решил купить чартерную авиакомпанию AJT. Накануне сделки перевозчик взялся за выполнение необычного заказа: надо было доставить в Мельбурн оркестр Мариинского театра – более 100 человек с инструментами и багажом. Однако всё пошло не по плану. Рейс в Австралию едва не закончился катастрофой.
Так как Ил-86 – среднемагистральный самолёт, рейс предстоял сложный, с промежуточными посадками в Дубае, Коломбо и Бали. Управлять самолётом должен был усиленный экипаж из 22 человек: 3 командира, 3 штурмана, 2 бортинженера и 14 бортпроводников. Кроме того, сопровождать рейс готовились ещё 4 техника для наземного обслуживания самолёта в транзитных аэропортах.
Когда всё уже было спланировано, от первоначального маршрута пришлось отказаться – в Афганистане началась боевая операция НАТО, и воздушное пространство по пути следования оказалось закрыто.
Лететь решили через Хабаровск и Манилу. Но и тут возникли непредвиденные обстоятельства. Во-первых, из-за лесных пожаров небо над Хабаровском заволокло дымом. Экипажу пришлось направить машину во Владивосток и тем самым поставить рекорд беспосадочных перелётов на самолётах данного типа.
Ил-86 с оркестром на борту провёл в воздухе 7 часов 57 минут. На финише баки были сухими, как мартини, – остаток топлива составлял всего 6 тонн (это чуть более получаса полёта).
Но проблемы на этом не закончились. Посадка на Филиппинах состоялась не в Маниле, а на острове Лапу-Лапу. Это экзотическое место обязано своим именем вождю местного племени, который в 1521 году лично убил Фернана Магеллана. В судьбе музыкантов Лапу-Лапу тоже едва не сыграл роковую роль. Как оказалось, часть взлётной полосы находилась на ремонте. Сажать такой большой самолёт там было нельзя, но информация о запрете (NOTAM) своевременно не поступила лётчикам. Как потом показало расследование, это произошло потому, что авиакомпания «спрямила» маршрут, отказавшись от ещё одной промежуточной посадки – в австралийском Дарвине. Это решение не согласовали с аэронавигационными органами России, и у тех не было оснований передавать информацию о ситуации в Лапу-Лапу.
Посадка на острове прошла нормально, но вот последующий взлёт – нет. «В процессе взлёта экипажу удалось за счёт увеличенных углов атаки отделить самолёт от земли на удалении 240 м за выходным порогом ИВПП, но при этом воздушным судном было сбито 19 фонарей подхода и антенна курсового маяка. Самолёт получил повреждения фюзеляжа и шасси» – указано в материалах расследования.
Повреждения самолёта, к счастью, оказались не критичными. Борт продолжил полёт и благополучно сел в Мельбурне. Перед приземлением лишь пришлось покружить, чтобы наземные службы убедились в исправности шасси.
А вот для AJT последствия оказались тяжелейшими. Ил-86 был надолго задержан в Мельбурне – до решения вопроса компенсаций филиппинскому аэропорту. Музыкантов вывозили из Австралии на рейсах регулярных авиакомпаний. Сертификат эксплуатанта AJT был приостановлен на полгода. Новым собственникам пришлось объясняться не только с кредиторами, но и с чиновниками. И узнать, что авиационный бизнес, пожалуй, ещё более рисковый, чем туроператорский.