Владимир Воробьев – о том, кто следующий и прогнозах на будущее
1 октября в Дубае завершился юбилейный, десятый конгресс, который туроператор «Натали Турс» провел для своих розничных партнеров. Блиц-интервью, в котором президент компании Владимир Воробьев поделился наблюдениями и прогнозами, вызвало большой резонанс: буквально за сутки текст набрал около 4000 просмотров в онлайн-журнале Hotline.travel. В октябрьском выпуске «ГЛ» мы публикуем полную версию текста.
Вечер рабочего дня. Мы пьем чай в кабинете Владимира Воробьева. Он только что с самолета, но, несмотря на долгий путь сквозь пробки, выглядит бодрым. К разговору о делах переходит не сразу, обсуждаем погоду:
– Я заметил, что в Эмиратах меняется климат. Причем в лучшую сторону. Раньше в сентябре было очень влажно, что усложняло проведение мероприятий на открытом воздухе. А сейчас – совсем другое дело, было очень комфортно. И в мае, кстати, такая же ситуация. Жара отступает.
– А вот в туризме климат, наоборот, все более экстремальный. Какие впечатления от общения с директорами агентств?
– Они слишком себя накручивают, гадают на тему будущих банкротств, обсуждают какие-то несуществующие черные списки. Это надо прекращать, так как кризис доверия внутри самой отрасли гораздо страшнее тех сомнений, которые сейчас испытывают по отношению к турфирмам туристы. Надо не усиливать уже имеющийся негатив, а транслировать позитив.
Мое мнение: все самое плохое, что могло случиться, в туризме уже случилось. И я считаю, что оснований для краха любой компании из первой десятки туроператоров сейчас просто нет. Вопрос о том, кто следующий, должен быть снят с повестки дня. За это я могу поручиться. Разумеется, если не будет каких-то внешних потрясений вроде банкротств авиакомпаний.
– Как реагировали агентства?
Поначалу, конечно, ощущалась некоторая сдержанность. Все-таки это Эмираты, не Испания: все чинно, официально. Но после того как люди пообщались, было видно, как их «отпустило». Все отлично повеселились, немного выпили, потанцевали. Агентства поняли, что не все так плохо – они снова встретились в красивом отеле, они при деньгах. Да, кто-то признался, что потерял на банкротстве «Лабиринта» 2-3 миллиона рублей. Я в ответ предложил посчитать, сколько за год-два на этом же операторе заработано. Со мной согласились – заработано гораздо больше, куплены квартиры, машины. Так что даже в негативе нашелся позитив. А многие вообще не «попали», так как заблаговременно прекратили работу с этой компанией. Могу сказать, что из 300 агентств, которые входят в клуб «Натали»-ориентированных в этом году закрылось только одно – в Нижнекамске. Поэтому тем, кто на рынке по 15-16 лет, для кого этот кризис – уже третий, так переживать вряд ли стоит.
– Тем не менее, рынок очень сильно изменился, по-старому работать вряд ли получится. Какие выводы стоит сделать?
– Да, и мир, и рынок, все изменилось. Это надо принять, и если кто-то хочет что-то изменить к лучшему, то следует начать с себя.
В этот раз мы привезли на конгресс представителей консалтинговой компании, которые по нашему заказу сделали мониторинг ситуации на рынке, нарисовали разные интересные графики и помогли провести что-то вроде деловой игры на тему «Как жить и работать дальше». Агентства разбились на команды, и каждая отстаивала свою точку зрения по конкретным вопросам. Например, единого мнения по поводу того, стоит ли понижать цены по мере приближения даты вылета, не было. Зато все сошлись в том, что агентствам надо прекращать заниматься скидками. Как показывает практика, этого реально достичь, если собственники смогут объяснить менеджерам, а те клиентам: скидки раздают те, кто находится в зоне риска. Все уверены, что и туроператорам пора отказаться от демпинга и спонсирования выездного туризма. Сейчас выживут только быстрые и мобильные, те, кто умеет оперативно корректировать объемы.
– TUI уже заявил, что сокращает объем предложений в России на 30%, «Тез Тур» сообщил о 50%-ном снижении объемов. Что предпринимает «Натали Турс»?
– В целом мы сократили объем запланированной авиаперевозки на наших ключевых зимних направлениях на 20-25%. И уверены, что оптимизироваться сейчас должны все туроператоры. Будет правильно, если общими усилиями мы создадим дефицит предложения и тем самым поднимем спрос, сможем продавать более дорогой продукт. Кстати, конгресс «Натали Турс» показал, что сами агентства в этом нас поддерживают, они готовы ужаться, подсократить штат, закрыть какие-то из своих офисов. Да, туристов будет меньше, но зато заработок с каждого проданного тура окажется больше.
Кроме сокращения объемов, «Натали Турс» оптимизирует и ценообразование.ВМоскве, как я уже сообщал, мы приняли решение отказаться от понижения стоимости туров накануне вылета. Будем стремиться так строить свой ассортимент и ценовую политику, чтобы остатков, которые надо сливать по тарифам last-minute, не возникало вовсе. Если пустые кресла все же будут оставаться в значительном количестве, проведем переговоры об оптимизации с авиакомпаниями. Я уверен, что правильный баланс спроса и предложения сейчас находится в общих интересах. Кстати, по этому вопросу у нас полное взаимопонимание c Fly Dubai. В Эмиратах мы провели переговоры с их руководством и получили подтверждение готовности корректировать объемы. При необходимости они смогут снизить частотность рейсов в регионах.
– Не собираетесь возобновить продажу туров в Египет? Это бюджетный продукт, по идее, сейчас будет особенно востребован.
– Пока нет. Зимой Египет никогда не был особенно популярным, а сейчас – в особенности. У «Натали Турс» нет своей авиакомпании, которую надо загружать работой, кроме того, мы все-таки ориентируется на более качественную аудиторию. В Египет если и вернемся, то не ранее мая, при условии что там сохранится стабильность.
– А что будет с экзотическими направлениями? Не повторится ли ситуация прошлой зимы, когда туры распродавались со скидками вплоть до новогодних праздников?
– Это больше вопрос к авиакомпаниям. Оптимизация уже идет, но ее недостаточно. На таком направлении, как Мексика, на всю Россию хватило бы двух рейсов в неделю, вместо имеющихся. В Доминикану было бы достаточно 4-6 рейсов.
– Кризис в выездном туризме очевидно перекинется и на будущий летний сезон. К чему надо готовиться?
– Ведущие испанские отельные цепочки уже договорились перевести работу с российскими туроператорами на систему предоплаты. Это очень серьезно, по такой схеме можно без проблем работать только с разовыми заказами. При больших объемах – сложно или почти невозможно. Впрочем, для нас это хорошо, так как «Натали Турс» лидирует на испанском направлении и имеет необходимые связи. Для остальных такая практика означает повышение порога вхождения на рынок, придется увеличивать депозиты. Кроме того, Европа с апреля обещает ввести обязательную процедуру снятия биометрических данных при подаче заявки на визу. То есть туристам придется ездить в визовые центры, сдавать отпечатки пальцев. По моему прогнозу, в краткосрочной перспективе спрос на Европу упадет раза в два, а объемы, к примеру, на испанском направлении вернутся к уровню 2004-2005 годов. Прямые рейсы в Испанию тогда были только из 5-6 российских городов, турпоток был замкнут во многом на вылеты из Москвы.
Тут есть и положительный момент. Эти изменения отобьют у некоторых туроператоров желание ставить рейсы в Европу ради пополнения оборотных средств, рынок очистится.