Как поменяется ГЛ и что ждет другие проекты «БАНКО»
Когда вы в новом году получите первый выпуск «Горячей линии», то, возможно, не сразу узнаете журнал: издание с 15-летней историей «переоденется», сменит формат на более демократичный. В других проектах «БАНКО» тоже происходят подвижки. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: вся история нашей компании – это путь поиска новых решений.
О том, какие перемены заготовлены в наступающем году, мы беседовали в конце ноября с президентом «БАНКО» Татьяной Дмитровой. Для обстоятельного разговора времени не хватило, что ожидаемо при ее графике, поэтому беседовали в офисе, по телефону – на ходу. И тем не менее картинка сложилась.
– Жизнь «БАНКО» строится прямо по Дарвину: истинная сила – в способности быстрее других адаптироваться к переменам. Сколько я работаю в компании, не перестаю удивляться скорости изменений. Причем идеи, которые поначалу кажутся очень спорными, в большинстве своем с течением времени доказывают право на жизнь. Откуда возникают мысли о преобразовании?
– Если скажу, что я человек консервативный, мне, наверное, никто не поверит. На самом деле именно тяга к стабильности чаще всего толкает меня к действию.
У нас в компании так сложилось, что поиск вариантов перемен мы начинаем в периоды кажущегося спокойствия того или иного проекта. К примеру, преобразования в «Горячей линии», которые мы проводим сейчас, меняя формат журнала, были запланированы еще года три назад, когда тенденции сокращения туроператорского рынка, а значит, группы наших партнеров-рекламодателей, только обозначились. Отступая из печатной формы в Интернет, мы вывели онлайн-журнал HotLine.travel, закрепив за ним нишу более глубокого, чем в новостях, освещения тем и ракурсов, интересных розничному рынку. С появлением этого проекта мы организовали его творческий альянс с журналом «ГЛ», что наполнило печатное издание обратной связью, темами, находящими отклик у аудитории HotLine.travel. Таким образом мы на пару лет продлили жизнь «ГЛ» в том виде, к которому за многие годы привыкли читатели.
– А что изменилось в этом году, почему именно в 2014-й «ГЛ» входит в новом виде?
– Журнал «Горячая линия» – качественный и очень дорогой продукт. Но мы намеренно настаивали на такой оболочке – высоком уровне изображений, дорогой бумаге, – поскольку наличие умного, да еще и красивого профессионального журнала повышало самооценку людей туризма. Постепенно внешние атрибуты авторитетности меняются, на первый план возвращается внутреннее содержание. А для издателя важнейшим аргументом для затевания перемен является еще и рентабельность. Как раз в 2013-м мы поняли, что для удержания экономики журнала в плюсе нужно сокращать расходы на производство, распространение, выбирать более бюджетные подходы к «сборке» журнала.
– А вопрос привлечения инвестора не рассматривали? Есть ведь примеры успешного сосуществования в одном альянсе b2b-издания и крупного туроператора – классический пример немецкий FVW, который принадлежит TUI.
– Да, наверное, такой путь возможен на ровном, устаканившемся рынке. А у нас рынок более молодой и более дерзкий, чем в Европе, у нас аудитория требует гласности, к тому же взаимоотношения участников зачастую основаны на «понятиях», а не на законе… В таких условиях от общественного мнения очень многое зависит. И немаловажно, кто его транслирует – СМИ, заинтересованное в выражении интересов своего инвестора, или независимая редакция.
– Выбор очевиден – «ГЛ» остается независимым изданием. В чем тогда будут заключаться перемены?
– Новый формат предполагает переход на другую, более пухлую и легкую бумагу, увеличение размера страницы почти до А3, отказ от привычных обложек. В таком виде издается,
к примеру, коммерсантовский «Огонек». Он значительно дешевле в производстве, в распространении, чем классические журналы. Кроме того, мы сможем стать гибче в наполнении издания контентом – будем свободнее варьировать его объем по количеству полос. Бумага такого формата отлично держит цвет, фотографии и иллюстрации на ней выглядят эффектно. Так что мы сможем делать этакий задиристый, интригующий, знающий… что еще... современный, стильный журнал. И он не будет нас топить по бюджету.
– А что с редакционными кадрами?
– В то время как все только и говорят о пользе автоматизации, я все больше прихожу к выводу о первостепенном значении так называемого человеческого фактора. Во всяком случае, в нашей сфере и в нашей компании люди – это ценнейший актив. Ты знаешь, у нас сложился уникальный редакционный коллектив. Изменения, которые мы проводим, пойдут ему на пользу – позволят авторам полнее реализоваться за счет более вдумчивого участия в других проектах, которые мы создаем в нашем творческом кругу: имею в виду и онлайн-журнал HotLine.travel, и порталы TourDom.ua, TourDom.TV, TourBlogger.ru.
– Это радует! Из всех перечисленных вами проектов самый молодой – ТурДом.TV. Насколько он оправдывает ваши ожидания?
– Я бы сказала так: он опровергает мои первоначальные гипотезы. Но мы нащупали здесь интересную нишу. Например, программа «Счастливый час» постепенно занимает все больше нашего внимания. И кажется, именно она станет «любимым ребенком» «БАНКО» в следующем году. Во всяком случае, совершенно неожиданно для нас через «СЧ» удалось выйти на интересную аудиторию разряда b2с – пользователей Интернета, заинтересованных в приобретении туруслуг, и при этом… я выскажу, наверное, крамольную мысль… совершенно не готовых и, более того, не желающих копаться в поисковиках туроператоров или в других больших базах данных. В «СЧ» необычайно высокие показатели конверсии и обратной связи, к тому же эмоциональной, позитивной. И это притом что большая часть аудитории попадает на табличную витрину программы, до плеера доходят далеко не все. Сейчас мы как раз трудимся над тем, чтобы трафик распределялся в пользу видео.
– Сколько же времени, по вашим подсчетам, понадобится на то, чтобы успешность этой программы стала очевидной?
– Мне трудно сказать, не все зависит от нас. Не всегда обстоятельства складываются в нашу пользу. Надеюсь, что следующий год окажется лучше.
– И тем не менее в уходящем году «БАНКО» не упустила лидерства в своих нишах и даже возродила традицию проведения профессиональных выставок, workshop, – потрясла этим многих, особенно тех, кто не верил, что люди по-прежнему готовы общаться офлайн.
– «БАНКО», несмотря на творческий уклон деятельности, – структура устойчивая вне зависимости от моих личных обстоятельств, и workshop информационных технологий, который мы провели 19 ноября, это только подтвердил, он действительно был организован на хорошем уровне. Ну и конечно, тема сыграла свою роль – агентства хотят подступиться к новым технологиям, но зачастую не знают, с чего начать. Надеюсь, workshop помог многим найти партнеров и разобраться, какими продуктами пользоваться.
– Хотелось бы услышать ваш комментарий об АТА – вы стояли у истоков создания этой организации, но в ноябре покинули пост вице-президента альянса.
– Скорее пост покинул меня... Коллеги посчитали нецелесообразным само наличие такой должности и упразднили ее. Я не возражала, у меня довольно насыщенная профессиональная жизнь, и я, честное слово, не хочу никому ничего доказывать.
– А проект ТБГ? Какие у него перспективы?
– ТБГ – это совсем другое дело… Мы уже с участниками Сети вместе так много пережили и так много поняли, научились дорожить друг другом, осознавать ценность и уникальность каждого. Я сама очень болею за этот проект и приложу все усилия, чтобы мы не останавливались. Единственное, что сдерживает, – кадровые вопросы в Управляющей компании ТБГ. У нас в течение последних нескольких лет идет поиск людей, которые могли бы работать в этом проекте «в стиле «БАНКО». Пока нам до конца так и не удалось составить команду, которой можно делегировать управление, но мы к этому движемся.
– Много мы тем затронули, спасибо за интересный разговор, а что пожелаете читателям журнала в новом году?
– Мы, люди, такие разные, и каждый ждет в новом году своего чуда. Я пожелаю, чтобы ваши, задуманные лично вами мечты сбылись и чтобы вы удивлялись и радовались разным, маленьким и большим, чудесам, которые непременно будут происходить весь следующий год в вашей жизни!