Чем обернется объединение S7 и ТЭС
Накануне зимнего чартерного контрактинга было объявлено о слиянии S7 Tour и «ТурЭнергоСервиса». Из этого партнеры и конкуренты сделали вывод, что S7 готовится к захвату крупной доли на туристическом рынке.
Компания много лет лидирует по объемам внутренней регулярной перевозки и входит в тройку лидеров по чартерам. Если такой перевозчик из союзника туроператора превращается в соперника, последствия возможны серьезные. Теоретически. На практике же в России еще ни одно прямое вторжение авиапредприятия в туристическую сферу большим успехом не увенчалось.
Каковы перспективы этой сделки? О ней и о многом другом – в интервью с председателем совета директоров S7 Tour Светланой Антошкиной и руководителем «ТурЭнергоСервиса» Александром Осинцевым.
– Светлана, зачем авиакомпании понадобился собственный туроператор?
Светлана Антошкина: На самом деле мы стремились освободиться от рисков по загрузке, которые могут возникнуть в долгосрочной перспективе, когда на российском рынке решится проблема нехватки воздушных судов. Мы заключили контракт на приобретение десяти Боингов-737-800 в компоновке фул-эконом, оптимальной именно для эксплуатации на чартерных маршрутах, а их в нашем объеме перевозок 30%. Самолеты получим к лету 2008 г. Это только первый опцион, будут и другие поставки. Поэтому мы решили, что нам нужен аффилированный туроператор, в альянсе с которым можно создать туристическую бизнес-модель полного цикла: своя авиакомпания, свое наземное обслуживание, свои каналы сбыта (холдинг S7 Airlines располагает сетью офисов по реализации авиабилетов и турпакетов).
– Как все будет выглядеть юридически?
С. А.: Пока предполагаются отдельные юрлица, причем бренд «ТурЭнергоСервис» сохранится. В ближайшем сезоне летать будем под флагом S7, а к следующему получим свидетельство эксплуатанта для новой авиакомпании, чьей специализацией станут именно туристические перевозки. Рабочее название – S7 Charter.
– На кого ориентировались при построении этой самой модели полного цикла?
С. А.: Изучали опыт крупных западных игроков, в том числе концерна TUI, в структуре которого – группа туроператоров, пять чартерных авиакомпаний, огромная дистрибутивная система.
– Но TUI в последние годы демонстрирует не самую позитивную финансовую динамику.
С. А.: Насколько мне известно, это связано с открытием круизного подразделения; остальные направления развиваются нормально. Если вернуться к вопросу о слиянии операторского и авиационного бизнесов… Преимущества такой синергии используют многие западные компании. В частности, Thomas Cook.
– Зато в России положительных примеров нет.
С. А.: Это нас не останавливает. Мы многое делали впервые, и небезуспешно. Например, в свое время «Сибирь» стала первым региональным авиаперевозчиком, сумевшим внедриться в московский рынок. Тогда мы, кстати, тоже действовали путем слияния – с «Внуковскими авиалиниями».
– И уже в ту пору проявили склонность к моногамии в отношениях с туроператорами.
С. А.: Вы о «Пегасе»? Это было другое – просто эксклюзивный контракт, позволявший быстрее закрепиться на новой территории, ради чего мы шли на специальные ценовые условия. После достижения цели такие отношения себя исчерпали. Теперь мы приобретаем собственную производственную базу для туроперейтинга.
– Почему выбрали именно «ТурЭнергоСервис»? И намерены ли что-то резко менять в фирме? Например, кадровый состав…
С. А: Эта компания полностью соответствует нашим критериям по географии маршрутов, темпам рос-та объемов, стилю менеджмента. Нас устраивает, как развивается «ТурЭнергоСервис». Так что у руля останутся прежние управленцы, никаких увольнений не будет. Мы планируем расширить штат отдельных подразделений; начали с того, что усилили финансовый блок. Имеющихся помещений уже не хватает, поэтому топ-менеджмент турфирмы переедет в штаб-квартиру S7 на «Павелецкой», а для основного состава арендуем новый офис на «Октябрьской».
– По сути, вы готовитесь вывести на рынок «троянского коня», от которого исходит серьезная конкурентная угроза. Это может от-толкнуть от S7 заказчиков. А ТЭС в первое время вряд ли сможет загрузить вас под завязку, даже несмотря на то, что ему теперь гарантированы ценовые преференции. Как восприняли известие о сделке другие операторы?
С. А.: Партнеры отреагировали доброжелательно. Если и была профессиональная ревность, то она никак не проявлялась. По крайней мере, все 10 заказчиков, с которыми мы сотрудничали в прошлом году, остались с нами, а их полетные планы расширились.
Не надо забывать: в России острый дефицит современной авиационной техники, пригодной для междуна-родных полетов. Импортные машины прибывают, и в немалом количестве, но все это узкий фюзеляж. Чтобы в полной мере компенсировать вывод из эксплуатации широкофюзеляжных Ил-86, нужны все новые и новые поставки. А пока на счету едва ли не каждый самолет. Так что туроператорам вообще-то не до ревности.
– Вопрос г-ну Осинцеву. Александр, какие задачи ставит перед вами S7 на ближайшую и среднесрочную перспективу?
Александр Осинцев: В ближайшем сезоне выстроим и полностью отладим бизнес-процессы и внутреннюю коммерческую политику в новой группе компаний. Постепенно начнем увеличивать турпотоки, и к лету-2008 форсируем темпы роста. S7 в следующем году планирует серьезное увеличение чартерных программ, и все новые опции в них предназначены «ТурЭнергоСервису». Мы будем обеспечивать адекватную наземную поддержку и со временем сможем достичь таких масштабов деятельности, чтобы гарантировать авиакомпании львиную долю загрузки.
Задача-максимум – войти в тройку сильнейших российских турфирм по объемам отправки клиентов и по совокупным финансовым показателям.
– К вопросу о финансах. В плане коммерческих интересов оператор и авиакомпания – скорее антагонисты. Ему надо «утрамбовать» тариф на перевозку, она же должна заложить в него разумную норму прибыли. Считается, что если они образуют холдинг, то один из бизнесов неизбежно развивается в ущерб другому…
А. О.: Если так рассуждать, то и с розницей у производителя – естественный конфликт интересов, однако любой крупный оператор стремится иметь свои каналы сбыта... Могу прямо сказать: в нашем случае основным зарабатывающим звеном станет «ТурЭнергоСервис», чартерная авиакомпания будет работать на интересы туроперейтинга, но это не значит, что сама она должна балансировать на грани рентабельности. Все противоречия нивелируются выгодой от более полного использования конкурентных преимуществ, которыми располагает каждый участник группы.
Например, с ресурсами S7 уже в наступающем сезоне мы собираемся на 30% увеличить турпотоки в Египет из всех городов, где у нас и у S7 Airlines есть собственные представительства. Из Москвы рост, по нашим прогнозам, составит 40%, а по отдельным регионам достигнет 100%. Намерены укрепить позиции и по другим массовым направлениям, таким как Турция, Испания, Греция, Италия.
Реализуем также возможности партнера в сфере регулярной перевозки. В частности, выйдем на рынок Германии: S7 выполняет рейсы в шесть городов страны и, что немаловажно, аккредитована при ее московском консульстве. ОАЭ, Вьетнам, Черногория, Болгария – на этих и многих других направлениях мы получим особые преимущества благодаря альянсу с назначенной регулярной авиакомпанией.
– Вы упомянули о продвижении в российские регионы. Нельзя ли подробнее?
А. О.: «ТурЭнергоСервис» имеет представительства в 12 российских мегаполисах, у S7 турофисы в 15 регионах. Причем по многим пунктам мы не пересекаемся, таким образом, объединив усилия, расширим географический охват бизнеса. Будем активизироваться на тех территориях, где перевозчик представлен в чартерном формате: сейчас это Новосибирск, Ростов-на-Дону, Челябинск, Пермь, на очереди – Самара. Очень большие планы на Санкт-Петербург. S7 уже получила лицензию на регулярные рейсы из Москвы в Северную столицу и следующим летом планирует выполнять оттуда чартеры за рубеж.