Интервью с президентом группы компаний «Натали Турс» Владимиром Воробьевым
Разрешение на полеты в три города Италии, полученное авиакомпанией «Трансаэро» в начале летнего сезона, по мнению Владимира Воробьева, пока не произвело революционных изменений на рынке. Но это дело недалекого будущего.
– Владимир Борисович, если новые рейсы «Трансаэро» не повлияли на летний расклад сил по Италии, почему они приведут к революционным изменениям осенью?
– Не обязательно осенью, скорее всего, еще позже. И не обязательно это будут революционные изменения, но точно очень серьезные.
Абсолютно понятно, что они не могли произойти летом-2012: разрешения на полеты «Трансаэро» в Рим, Милан и Венецию Росавиация дала в традиционном для себя стиле – только 15 мая. К этому времени контрактинг на сезон заканчивается. Мы, конечно, знали, что события грядут, и предварительная подготовка, несомненно, шла. Но никакой скрупулезной работы с нашей стороны по поддержке новых рейсов не осуществлялось, не брались серьезные обязательства по курортам. Программы под новые рейсы верстались в пожарном порядке, и первые две-три недели пришлось достаточно тяжело. На следующий год, конечно, все будет совершенно по-другому, потому что уже понятны предпочтения туристов, ясно, куда они поедут дальше из Рима, Милана и Венеции. Структурные изменения рынка начнут происходить, с точки зрения курортов, со следующего лета.
– В чем суть этих изменений?
– В первую очередь наверняка перераспределится поток с традиционного для российского туризма Римини. Когда мы его в свое время, 8–10 лет назад, раскручивали, то называли окном в Италию Римини. Говорили, что это идеальное место для начала путешествия по Италии: близость к основным точкам притяжения – Риму, Флоренции, Венеции; возможность сочетания экскурсий и отдыха… Плюс перелет до Римини был в 2–2,5 раза дешевле, чем до Рима. Как следствие, массовый турист выбирал перелет именно до Римини, а оттуда на поезде добирался до Рима, Милана – любой точки, с учетом того, что поезда в Италии довольно быстрые и недорогие.
Сейчас, помимо окна в Римини, которое уже прорублено, распахнулись дополнительные окна в Италию. Появилась адекватно-рыночная перевозка до Рима, Венеции и Милана.
– Вы полагаете, организованный турист предпочтет эти города Римини и произойдет перераспределение потоков внутри направления?
– По-прежнему есть серьезная клиентура, которая летает в Италию на собственные виллы регулярными рейсами «Аэрофлота», и разница в +/– €400 к цене билета для них значения не имеет. Я постоянно летал летом в Европу и видел: бизнес-класс заполнен под за-
вязку. Не говоря об экономе. Так что с точки зрения рынка перевозки существенных изменений не будет, «Аэрофлот» и Alitalia от выхода «Трансаэро» не сильно пострадают. А вот к перераспределению туристических потоков это приведет.
Смотрите, какую тенденцию мы обнаружили этим летом. Вот появились рейсы в Милан (направление достаточно специфичное, luxury-шопники летают на распродажи два месяца в году) – чем их загружать? Рискнули, сделали туры на Лигурию с перелетом до Милана. В результате рост продаж – больше чем в два раза.
– А качественные изменения произошли?
– Конечно. Дорогие пятизвездочные отели, которые никогда не покупались на перевозке до Генуи, с перевозкой до Милана стали пользоваться спросом. Народ поехал даже в Сан-Ремо, где традиционно отдыхает элита.
Возьмем Неаполитанское побережье, Ривьера-ди-Улиссе и острова. Рост туда всегда сдерживался перелетом до Неаполя, где не самый лучший аэропорт, частые задержки – серьезные авиакомпании туда не летают. Стали предлагать регион с перевозкой до Рима – рост в три раза.
Или побережье Лидо-ди-Езоло: с перелетом до Тревизо и два, и три раза в неделю никто не мог серьезно продвинуть курорт. Полетела регулярка до Венеции – рост в два раза.
И это притом, что с точки зрения продукта под новые рейсы «Трансаэро» особой готовности к сезону у нас не было.
– Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация?
– Полагаю, названные курорты могут стать хорошей альтернативой для тех туристов, кто прежде летал в Римини для отдыха на Адриатике. Лидо-ди-Езоло – то же самое побережье, но близость Венеции делает его очень привлекательным для россиян.
Второе дыхание может получить Лигурия, которая в силу тяжелой перевозки до Генуи, после того как туда перестала летать «Трансаэро», теряла объемы.
Ривьера-ди-Улиссе, расположенная между Римом и Неаполем, и даже острова Искья и Капри с перелетом до Рима становятся намного интереснее и доступнее, чем до сих пор.
Плюс открываются колоссальные возможности с точки зрения экскурсионных программ. Открылись три новых окна в Италию, а вместе с ними – огромные возможности для новых маршрутов и комбинаций.
Во-первых, итальянскую классику – Рим + Флоренция + Венеция – теперь можно предлагать с перелетом до Рима, что делает ее опять же более привлекательной. Во-вторых, открывается возможность делать программы «Милан – Рим», «Венеция – Рим». Ну и, в-третьих, появляются перспективы широкого освоения южной Италии – Неаполя, Сорренто, Бари. Цены туда могут упасть в два раза!
И если результат перекройки программ, связанных с курортами, станет заметен, наверное, через пару-тройку лет (потому что курорты – такая инерционная машина, она медленно запускается, люди хотят рекомендаций тех, кто бывал), то серьезные изменения экскурсионных программ могут произойти очень быстро. Тот же тур «Милан – Рим» пользуется спросом, но он никогда не был массовым, потому что из-за ограничения перевозки стоил €600–700. Сейчас появляется возможность сделать его доступным – порядка €400. С моей точки зрения, если уровень цен на тур «Вся Италия», который начинался в Римини, будет таким же, как со стартом в Риме, то турист, конечно, полетит в столицу, тут гадать не надо. Потому что полтора часа жизни в аэропорту Римини – это…
– Жесть?
– Ну не жесть, потому что там очень серьезно поработали над ускорением всего. Жесть была пару лет назад. Но и сейчас, когда одновременно прибывают рейсы «ВИМ-авиа», «Уральских авиалиний» и «Трансаэро», потому что аэропорт Римини дает всем слоты в одно время и 500–600 человек проходят паспортный контроль, определенные трудности возникают. Все же Римини – не столичный аэропорт, туда Emirates не летает. А в Милан, Венецию и Рим Emirates каждый день возит туристов со всей Юго-Восточной Азии. Россияне, конечно, предпочтут аэропорт Рима – с duty free, огромным выбором ресторанов, баров и абсолютно другим уровнем комфорта.
– Зима станет передышкой для летней передислокации по Италии?
– Да нет, поток начнет серьезно перераспределяться уже этой зимой и в первую очередь коснется экскурсионщиков. Потому что примерно 50–60% туристов, прибывающих зимой в Римини, отправляются по классическому туру «Вся Италия»: это Римини, Венеция, Флоренция, Рим. Чтобы попасть в Венецию на карнавалы, люди тоже выбирали программы со стартом из Римини. Ну и в связи с тем, что посольства шенгенских стран выдают многократные визы, сегодня резко вырос спрос на короткие поездки в города: есть недорогая перевозка, почему бы не полететь на три-четыре дня в Европу.
Так что появление адекватной рыночной перевозки на Рим, Венецию и Милан позволит туроператорам формировать более интересные программы и стимулировать рост коротких поездок в Европу.
Абсолютно очевидно, что туроператоры, имеющие перевозку «Трансаэро» в эти три города, уже начали серьезно выигрывать, и этот отрыв будет нарастать.
– Горнолыжный сегмент новая перевозка не затронет, так?
– Сейчас мы анализируем возможность использования Милана и Венеции для горнолыжной Италии. И нам кажется, что эти два города тоже могут стать для состоятельной публики очень хорошим вариантом начала поездки в горы.
В свое время я летал в Доломитовы Альпы на границе с Австрией через Венецию. Разница в трансфере по сравнению с Вероной составляет 15–20 минут, но зато какой шарм!.. Прилетели в Венецию, пообедали, побродили, потом сели на микроавтобус – и вечером уже в горнолыжном отеле. Поэтому наши туры «Калейдоскоп», когда люди приезжают на несколько ночей в Барселону, а потом едут в Андорру, думаю, будут у горнолыжников популярны и с Миланом, и с Венецией.
Конечно, ожидать в первый же год массового перераспределения потоков горнолыжников с традиционной Вероны в сторону Милана или Венеции не стоит. Но то, что через эти города полетят те, для кого горные лыжи не являются приоритетом при выборе направления, кто отправляется в горы за компанию, а также что дорогая клиентура обратит внимание на такие предложения – в этом у меня сомнений нет. Невозможно проигнорировать появление сразу трех новых окон в Италию.