Финансовая надежность туроператора: критерии и гарантии
В трех подряд декабрьских номерах «ГЛ» Андрей Кузнецов традиционно выступал в оригинальном литературно-философском жанре: с собственноручно составленной азбукой от А до Я и наоборот, с гороскопом. В этом году продолжения не будет. Тему разговора продиктовала «злоба дня».
Интервью с президентом компании «Южный Крест» Андреем Кузнецовым
– Боитесь, не сможете удивить больше, чем удивил «Капитал»? Поэтому отказались от своей азбуки?
– Любая оригинальная идея может эксплуатироваться ограниченное количество раз. А «Капитал»… Извините, но кого он удивил!? Ни ТО, для которых был лишь один вопрос – когда? Ни ТА, многие из которых прекрасно понимали, что играют в рискованную игру и конец очевиден и неизбежен. Меня удивляло, как так долго можно морочить головы сотням взрослых и, как правило, неглупых людей – турагентам, партнерам, отельерам, банкирам, арендодателям… Куда смотрели службы безопасности банков – ведь достаточно было узнать историю компании «Инна тур» эпохи Бельтюковых и Гута-Банка, чтобы не наступить на грабли… De facto мы имели новую пирамиду а-ля МММ. Да хватит, я думаю, уже трепать эту тему. Реальный размер «Капитала» был не столь велик – около 1,3% рынка, и, по-моему, все это уже никому не интересно. – Возможно ли в турбизнесе зарабатывать иначе, не перекредитовываясь? Сами игроки, кого ни спроси, говорят, что рентабельность в турбизнесе низкая – 6–8, а то и 1–3%, кредиты дорогие, в лучшем случае 12%... – Однозначно говорю: да, возможно. Подавляющее большинство ТО как раз это и делают! Конечно, это труднее, чем взять кредит и его не вернуть… Рентабельность 6–8% бывает, вероятно, у небольших компаний, которые работают с индивидуалами, без рисков. У них она может быть и выше. В большом туроператорском бизнесе чистая прибыль в 3% – роскошная цифра! При обороте в $200 млн это $6 млн! Чем не деньги? Наш рекорд был поставлен в 2009 году – он составил 3,8%. В 2010-м мы рассчитываем на цифру 1,9%: было много серьезных инвестиционных проектов – Украина, новые рынки в России. – Цифры можно показывать разные, согласитесь. А есть ли объективные критерии надежности ТО? – Вынужден констатировать: в данное время в нашей стране ни турист, ни турагентство не могут быть уверены ни в одном ТО, потому что не существует критериев надежности. На государственном уровне они не сформированы. – А фингарантии? – Этого явно недостаточно! Ведь их наличие не означает, что ТО грамотно ведет бизнес и не является талантливым аферистом, выстраивающим схему отъема денег у доверчивого населения и бизнеса методом кота Базилио. Кроме того, страховую компанию можно обмануть, обанкротить, создать свою и обанкротить, наконец. Разве был случай, когда страховки хватило на всех? И потом, главное. По-моему, выплата (всегда – частичная) страховки – это как если бы мы все говорили о том, что надо людей красиво хоронить, не делая ровным счетом ничего для их здоровой жизни! Пример не вполне корректен – здоровье человека в первую очередь его личное дело. Что же касается ТО, то их нездоровье имеет социальные последствия. Ведь коллапс крупного ТО – какой это стресс для сотен и сотен людей! Даже если страховка будет выплачена потом, сегодня эти люди сидят на чемоданах. Сорвался их отпуск; их не выпускают из отеля где-то далеко от дома – требуют оплату; мучают сомнения, хватит ли конкретно им страховки… Живые люди испытывают сильнейший стресс, здесь и сейчас! – Хорошо, и что надо сделать? – То же, что сделано в банковском секторе – ввести ясные, четкие и понятные экономические требования, обязательные для каждого игрока. Фингарантии должны быть, но они не могут и не должны быть единственным критерием надежности ТО. Нужно следить за здоровьем лошади, а не с шумом и криками ее хоронить вместе с седоком, гордясь выплатой страховки оставшимся в живых родственникам. – То есть, вы за лицензирование? – Да, совершенно верно, но на новых условиях! Нужны прозрачные критерии, показывающие, что экономическое положение туроператора позитивно, что он здоров, весел и игрив как морской лев J Текущая и срочная ликвидность, достаточность капитала, его динамика, соотношение с заимствованиями... Не надо выдумывать велосипед, все это прекрасно действует в банковском секторе. И было введено после серии громких банкротств. Теперь ни один банк не может выходить за определенные рамки – Центробанк это жестко контролирует! Государство, формируя такую схему, выигрывает трижды. Реально, а не на словах заботится о благополучии своих граждан – ура ему первый раз. Формирует прозрачность, белизну и чистоту отрасли, увеличивая налоговые поступления – ура ему дважды. Наконец, радикально оздоравливает бизнес-среду, за что ему браво трижды! Ведь это совсем непросто – нормальному ТО конкурировать с пирамидой! – А фингарантии, на ваш взгляд, надо повышать? – Фингарантии не нужно повышать, их нужно сделать соответствующими размерам туроператоров. Новые механизмы госконтроля, аналогичные банковским, уберегут наш рынок и, главное, людей от стрессов. До выплат страховок по фингарантиям дело не должно доходить! В Ростуризме, РСТ достаточно ресурсов и опытных специалистов, способных разработать и внедрить эти критерии, а в дальнейшем контролировать их исполнение. И, конечно, одним из важнейших требований обеспечения здоровья и надежности ТО является запрет торговать с демпингом, то есть продавать свой продукт ниже себестоимости. – Как это проверить? Вам скажут: «У нас такие уникальные условия!» – Докажите! – «Коммерческая тайна!» – Извините! Вы же не можете отказаться предоставить ваш баланс в налоговую инспекцию – дескать, это коммерческая тайна. Вы не должны показывать свой контракт конкурентам, но эксперту отраслевого ведомства обязаны. Думаю, этот эксперт должен подписывать документ о неразглашении с серьезной ответственностью в случае нарушения. Ведь демпинг – это не просто идиотизм всадников и всадниц без головы. Системная продажа продукта в минус неизбежно приводит к снижению качества на приеме – уже нет возможности заказать хороший автобус с хорошим водителем на экскурсию, а берется что попало с известным результатом. Демпинг – сухой кашель ТО, признак его «болезни». – Перед каждым сезоном многие туроператоры стремятся заявить о выходе на новые направления. Тут, на ваш взгляд, какие критерии нормы? Сколько направлений в сезон открывать достаточно, сколько – опасно? – Все индивидуально. У нас, например, в этом сезоне новых направлений – шесть: ОАЭ, Израиль, США, Индия, Маврикий и Бразилия. А в прошлом было одно – Канкун. Мой принцип ведения бизнеса – принцип затекающей воды. Вода всегда затечет в любую полость, имеющую вход и находящуюся под ней. Открывая новое направление, ТО считает риски – как на нем, так и на своих уже существующих, стабильных рынках. Оценивает и те и другие исходя из самого пессимистичного сценария. И на выходе обязательно должна быть прибыть. Не дырка, закрытая новыми банковскими кредитами, а именно прибыль. Бизнес – это получение прибыли при интенсивном развитии. Только так.