Яд из оппонентов приходилось буквально выдавливать – туробщественность искренне обрадовалась появлению в «электрической» рублике «ГЛ»; представителя «Розы ветров». Первым делом интересовались – ну как там «Роза», куда пропала? А «Роза», как оказалось, уже не одна. Селекция?
На «Электрическом стуле» – генеральный директор «Роза Ветров – мир» Ирина Крюкова
– «Роза Ветров» ассоциируется с ее основателем Сергеем Зенкиным. Поэтому первый вопрос о нем – какова его роль в компании сегодня, как у него дела?
– Сергей Зенкин плотно занимается российским туризмом, несмотря на то что еще года три назад хотел отойти от дел. Но пока такой возможности нет. Это связано и с ситуацией на рынке, и с тем, что из компании на госслужбу ушла руководитель по внутреннему туризму Елена Воеводина. Поэтому Сергей Николаевич как владелец счел, что должен держать руку на пульсе, и занимается оперативной работой. Я же являюсь гендиректором зарубежной части «Розы Ветров».
– Что собой сейчас представляет «Роза Ветров» структурно? Люди говорят о каких-то разделениях, распродаже компании ее топам – слухи всякие. А как на самом деле?
– Мы разделили бизнес. Сергею Зенкину сейчас принадлежит «Роза Ветров – вояж», которая занимается российским туризмом, а также его авторскими турами на спортивные мероприятия, нишевым продуктом: лечением за рубежом, дайвингом, продажей зарубежной недвижимости, – и управляющая компания франшизной сети, куда входят 110 агентств. Я всегда больше занималась зарубежными направлениями, поэтому мне отошел весь выездной блок вместе с департаментом индивидуальных туров «Роза Ветров – престиж». У наших компаний разные юридические лица, но работаем мы под общей торговой маркой «Роза Ветров» и с одной агентской аудиторией.
– В чем смысл такого разделения?
– Слишком отличаются российский и зарубежный туризм – подходами, системой работы, технологиями, подачей средств размещения и ценами на них.
Для внутреннего и выездного департаментов у нас уже давно работали отдельные маркетинговые службы, и это целесообразно. Когда мы выезжали в регионы, специализация турагентств просто бросалась в глаза: те, кто занимался Россией, уходили с семинаров по зарубежным направлениями и наоборот. Очень разные бизнесы.
Так что год назад мы лишь де юре оформили то, что сложилось де факто. Но не путайте разделение компании с ее дроблением. В случае с «Розой Ветров» речь идет о развитии, о селекции бренда, выведении, если хотите, новых сортов J.
– Ирина, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами – тем, что выросла новая «Роза», – расскажите в общих чертах о своих направлениях и продукте.
– Да в общем-то новой эту «Розу» тоже не назовешь – зарубежный туризм в компании был всегда: 23 года назад начинали с Сочи и Абхазии, потом появились Турция, Китай, Израиль, Франция, Польша, Бельгия, Америка. Кстати, в США мы вышли первыми из российских туроператоров. Как и на Ямайку, в Бразилию, Израиль, итальянский Римини, испанскую Коста-Браву, где мы первыми открыли собственный офис… Первый чартер в Тунис тоже был наш – и вообще первый российский чартер, летевший по «кривому» маршруту Польша – Бельгия... Целая эпоха!
В последние годы мы изменили подход, выбрали менее рискованный путь, чем консолидаторство. У нас блоки на таких направлениях, как Италия, Франция, Греция, Тайланд, Израиль – тех, что позволяют получать прибыль, и мы их постоянно увеличиваем.
По каждой стране у нас разнообразие программ – от экономичных групповых до авторских и индивидуальных. И всегда добавляется новое. Так, на базе перелета в итальянский Триест мы разработали ряд предложений по Словении. Во Франции, где активно развивали побережье Атлантики, стали предлагать и апартаменты на Лазурном Берегу – под девизом «Всегда роскошно, но не всегда дорого». А еще сделали этот год годом Швейцарии для «Розы»: взяли в работу все направления – групповые, индивидуальные, отдых на озерах, горные лыжи, разработали собственные программы. Уверена, рынок оценит наш швейцарский продукт, и «Роза Ветров – мир» будет ассоциироваться еще и со Швейцарией.
В этом году мы возобновляем наше в прошлом активное, но в последние годы замороженное нами направление ОАЭ. Предлагаем пакеты и индивидуальные туры на отдых в Дубай, Шарджу, Абу-Даби с перелетами на Etihad, «Аэрофлоте» и Emirates.
– Вопрос из зала: «Сейчас ТО делятся на многопрофильников и нишевиков. Первые берут масштабом и размахом, вторые – узкой специализацией и знанием матчасти. А с кем «Роза Ветров»?»
– Безусловно, мы многопрофильники. Но не стремимся повышать свои рейтинги за счет убытков. Ведем грамотный умеренный и прибыльный бизнес. Наша сила в индивидуальном подходе.Даже когда речь идет о групповых турах.
– Вопросы из серии «куда подевались»: почему «Розу Ветров» не слышно, куда делся былой кураж, зачем съехали с Чистых прудов – там вывеска была на виду?
– Переехал центральный туроператорский офис, сейчас он в десяти минутах ходьбы от ст. м. «Павелецкая». На территории есть парковка для наших сотрудников и гостей – редкий сервис для центра столицы. А на Чистых прудах вывеска осталась – там открыт офис продаж. И не только там, но и на Лубянке, и на Китай-городе – везде есть огромные щиты с логотипом «Розы».
Хотя я не думаю, что надо тратить много денег на наружную рекламу. Мы эти расходы сократили, и турпоток не стал меньше. У нас продвижение более точечное. Мы приезжаем в города, напрямую общаемся с агентствами. В центральном регионе это Брянск, Смоленск, Ярославль, Рязать, Иваново, Тверь, Сергиев Посад, Серпухов – те, которые ориентированы на вылеты из Москвы. Из дальних – такие как Владивосток, Находка, Хабаровск, Казань, Саранск. Выясняем, какой продукт наиболее востребован клиентами в регионе, и в зависимости от этого выбираем темы семинаров. Что очень стимулирует продажи.
А кураж, уверяю вас, никуда не исчез. Без блеска в глазах, без здорового азарта невозможно делать и развивать бизнес, особенно туристический.
– Больная тема для агентов: если Госдума примет поправки «от имени и по поручению ТО», как поведете себя вы? Станете вводить депозиты?
– Конечно, мы будем искать способы защитить свои интересы. При этом подход к агентствам будет гибким и зависимым от длительности сотрудничества, объемов реализации и т. п.
Нам важно, чтобы агентства чувствовали наше внимание и отношение. Ведь спрашиваем же мы у супервип-туриста, заказывающего мегаяхты, какой сок он предпочитает по утрам и воду какой марки пьет его собачка? Принципы работы с вип-клиентурой надо переносить на турагента, мне это совершенно очевидно. Сервис, который получают агенты «Розы Ветров», – наше главное конкурентное преимущество.
– Последний вопрос: как вы совмещаете руководство компанией и профессиональное занятие танцами?
– Танцами я занимаюсь, конечно, не профессионально. Жизнь – это не только работа. Первична личность. Танцы очень способствуют ее развитию. Когда человек находится на эмоциональном подъеме, он более успешен. А танцы дают мне блеск в глазах, хорошую форму и собранность.