Проблемы и векторы турбизнеса глазами директора Otdykh
Вилетта Тулич могла бы быть отличным источником новостей о турбизнесе, если бы не умела хранить коммерческую тайну. в день у нее минимум по пять встреч с партнерами – туроператорами, авиакомпаниями, системами бронирования… Как выглядит отрасль, идущая на выставку, в 2014 году?
Интервью с Вилеттой Тулич, директором департамента туристических выставок компании «Евроэкспо»
– Вы много лет наблюдаете турбизнес изнутри бизнеса выставочного. Что необычного происходит с ним сегодня?
– Ряд крупных туроператоров выходят на внутренний рынок, а это значит, что Россия становится конкурентным направлением отдыха. Это яркий тренд, и он проявляется во многом. Появляются наши лоукостеры, чьи перелеты по стране, как планируется, будут недорогими. Значит, отдых в России станет доступнее. Регионы очень многое делают для туристов, просто мы мало об этом знаем.
Недавно я была на выставке. Узнала, что наши латвийские соседи реализуют совместные проекты с областями Литвы, Беларуси и России, в частности с Псковской областью. Создание таких продуктов на межгосударственном уровне – это тоже новый тренд.
Об этом говорит и недавно прошедшая онлайн-конференция с руководителями по туризму стран СНГ.
Самое важное – выставки сейчас становятся хорошей образовательной площадкой.
А о новых трендах все всегда узнают на выставках. Поэтому обязательно присутствуем и на зарубежных, и на российских выставках.
– а зачем вам это надо?
– Первое – это мировые тренды, а второе – опыт наших коллег. Для нас это очень важно. Ведь мы на рынке делаем бизнес-площадку для отрасли. и от того, как мы построим работу для комфортной работы на выставке, многое зависит. Это касается оформления выставки, логистики, удобства для экспонентов (например, системы назначения встреч). у нас ведь нет тренингов и образования в сфере выставочной деятельности, поэтому мы друг у друга учимся.
В 2014 году мы запускаем много новых проектов на форуме Otdykh. Среди них – «Гастрономический туризм» в рамках выставки Luxury с конференцией и фестивалем. Гастрономический туризм – это возможность почувствовать страну через призму ее национальной кухни По данным ВТО, туристический потенциал этого направления будет расти год от года.
Еще один новый проект – «Карьера». в партнерстве с Superjob проведем четырехчасовую конференцию, на ней расскажем соискателям, выпускникам вузов, как найти и получить работу в туризме, пройти стажировку и переквалификацию, продвинуться в карьере. Пригласим известных людей турбизнеса, они расскажут, как и почему попали в туризм. в рамках экспозиции будет работать ярмарка вакансий. Она поможем работодателям и специалистам найти друг друга.
Мы видим проблемы отрасли и стараемся их решать.
– в турбизнесе давно говорят, что контрактинг происходит задолго до выставок и смысл ехать на них – разве что увидеться и пожать руки партнерам. Как меняется назначение выставок?
– Выставка как была деловой площадкой для бизнеса, так и остается. Во всем мире. Просто человек – такое создание, которое всегда ностальгирует по лучшим временам. Но время «лихих заработков» проходит, потому что рынок становится цивилизованным. Меняется ценообразование. На смену приходят так называемые фьючерсные сделки в туризме; здесь мы тоже вошли в общемировой режим, и теперь осенью на выставках контрактируется лето, а весной – зима.
Обсуждают уход рынка в онлайн, но в мире турвыставки не умирают и не сокращаются. Появляются новые, например посвященные тревел-технологиям. Заметьте, представители этого рынка предпочитают живые встречи с коллегами. Мы тоже работаем в этом направлении. На Otdykh есть IT-раздел, в нем участвуют системы бронирования, разработчики программного обеспечения, платежные системы. и конечно, конференция по тревел-технологиям.
– Дайте совет: как экспоненту эффективно провести время на выставке?
– Не относиться пассивно к участию. Всегда работать в тесном сотрудничестве с организаторами. Ведь мы работаем для вас. Готовьте персонал к выставке. Извините, но иногда посетители чувствуют себя как на улице дорогих бутиков, им подчас некомфортно. Быть активным на самой выставке: проводить акции, мастер-классы, конференции, встречи с директорами направлений компании. Ведь посетители выставки – это ваши потенциальные бизнес-партнеры. Знакомьтесь с соседними стендами. Такая форма общения традиционна на зарубежных выставках. Обычно это происходит после 16 ч – это так называемый счастливый час. Отличная идея!
– Сегодня внимание экспонентов к выставке растет – или сложнее убеждать?
– Скажу честно. Чувствуется напряжение, ощущение страха. Мысли материлизуются. Однако, по исследованиям наших партнеров ITB в Берлине, Россия – единственная страна в Европе, которая в год дает прирост туристов на 12%. а это значит, что наши операторы отлично работают, делают интересный продукт, а мы с удовольствием отдыхаем. и какие бы катаклизмы ни случились, мы все равно все будем заниматься своим делом – любимым делом. Жизнь стремительно меняется. Просто надо хорошо делать свою работу, не опускать руки и быть в тренде.