Что актуально для русского туриста
Споры о том, как лучше делать круизы, сводятся к двум основным моментам. Во-первых, должна ли быть оптимальная операторская структура «заточенной» исключительно под этот турпродукт или достаточно специализированного департамента в рамках многопрофильной структуры, где благодаря технологиям, чартерной программе и общей «тяге», которую создают клиенты на всех направлениях, можно успешно работать с морскими путешествиями? Во-вторых, какую круизную компанию предпочесть – модных американских монстров с их мегалайнерами или других партнеров, дающих возможность влиять на продукт и подгонять его под нужды российского туриста? В компании PAC Group по обоим пунктам придерживаются второго варианта.
– Михаил, ваш партнер – круизная компания MSC Crociere – недавно спустил на воду очередного флагмана. Говорят, его размеры не самые впечатляющие – всего 90 тонн… Вы присутствовали на инаугурации – каково ваше мнение на этот счет и как вообще она проходила?
– Сегодня водоизмещение в 90 тонн считается оптимальным для круизного судна. Сейчас, после периода увлечения гигантизмом, в круизном кораблестроении наблюдается обратная тенденция. Даже американцы вводят в строй теплоходы меньшей вместимости, потому что предел уже достигнут и появилось понимание, что на огромном лайнере многое теряется – в смысле возможностей захода в порты, сервиса и, разумеется, атмосферы. Новый флагман MSC лайнер Orchestra на борт берет 3 тысячи человек, это очень значительная цифра. Судно относится к той же серии моделей, что и Musica, введенная в эксплуатацию прошлым летом, но отличается и внутренним дизайном, и цветовой гаммой.
Что касается инаугурации, она опять потрясла зрителей своими масштабами. Orchestra спустили на воду в Чивитавеккья – ближайшем от Рима порту. Симфонический оркестр столицы дал по этому случаю полуторачасовой концерт, исполняя мелодии Энио Морикконе, который сам и дири-жировал. Крестной матерью корабля стала Софи Лорен. Естественно, о борт разбили огромную бутылку шампанского.
– А как развивается конкуренция МSC c американскими круизными компаниями и ее ближайшим соперни-ком – Сosta?
– С Costa у MSC во многом схожая политика. Но с каждым годом MSC предлагает туристам со всего мира все новые маршруты на круизных лайнерах, сделанные по европейским стандартам. Другие же компании на рынке продвигают американский продукт. Могу объяснить разницу. MSC много внимания уделяет деталям: интерьерам, гастрономии, современным технологиям, сервисному обслуживанию, программам на борту. Свой продукт она позиционирует как путешествия для семейного отдыха, что выражается и в ценовой политике: проживание детей с двумя взрослыми всегда бесплатно. Costa подобные условия никогда не предоставляет на высокие даты. Кроме того, уровень цен MSC более привлекательный – либо среднерыночный, либо чуть ниже. Еще одна важная деталь: круизный флот MSC активно обновляется, компания гарантировала десятикратное увеличение флота с 2001 по 2010 г. и уже показывает более высокие результаты роста. Например, они заявляли на один лайнер меньше, чем сейчас строится. Планировали спускать на воду по кораблю в год, но в 2008-м уже анонсированы инаугурации двух лайнеров. Один из них – Fantasia – судно следующего поколения, с водоизмещением в 130 тонн. Отличительной его особенностью станет наличие специальных VIP-зон для туристов, проживающих в каютах высшей категории. Могу предсказать к этой услуге повышенный интерес, потому что мы наблюдаем смещение спроса в сторону престижного продукта.
– Что еще важно для российского туриста? На каких направлениях вы выкупили блоки?
– Здесь нам как оператору приходится тонко выстраивать политику квотирования, потому что в зависимости от направления спрос на категории кают разный. Есть публика, предпочитающая интересные маршруты, но экономичное размещение, и другая категория, которая любит морскую дольче виту. Хороший спрос на северные маршруты – норвежские фьорды и Балтику. Мы предлагаем гарантированные места с мая по сентябрь, отплываем практически еженедельно из Санкт-Петербурга, в два с половиной раза увеличив прошлогодние объемы продаж. Два других хитовых направления – Западное и Восточное Средиземноморье. В западный вояж, например, мы на майские праздники отправили группу в 180 человек, организовав специальный чартер в Неаполь! Огромный плюс, что этот круиз проходит на MSC Musica 4* – флагмане прошлого года. На лайнере 80% кают с балконами, что чрезвычайно нравится нашим туристам.
– А есть ли у вас что-нибудь необычное, уникальные круизы – не как у всех?
– Есть два абсолютно эксклюзивных, которые мы специально подготовили к этому сезону. «Путешествие в стиле Лего» – недельный маршрут для родителей с детьми, где все экскурсии подготовлены с учетом интересов юных путешественников. Два дня из маршрута посвящены Дании для посещения Legoland. Путешествие специально запланировано с 23 по 30 августа – как раз перед школой. Вторая интересная находка – сентябрьский круиз для начинающих «Итальянская идиллия». Всего четыре дня в море, но они тем не менее включают все хитовые итальянские города, и все остальные составляющие морского вояжа в этой мини-версии имеются. Мы советуем совмещать его с пятью днями отдыха на побережье.
– Михаил, ваша компания активно пиарит MSC, хотя конкуренты утверждают, что у PAC Group нет c ней эксклюзивных отношений…
– Политика многих круизеров – иметь несколько партнеров на одном рынке. На русском у MSC их три, и мы действительно в одном статусе. Но есть существенные отличия в том, как мы работаем с продуктом. PAC Group дает MSC самый большой объем туристов, предоставляет собственный дополнительный сервис на борту и за счет этого выделяется на фоне других агентов. Экскурсионные программы у нас продаются пакетом и заказываются заранее. Благодаря этому есть гарантии, что у туристов PAC Group будет отдельный автобус и хороший русскоговорящий гид. Капитаны на «наших» маршрутах уже разучи-вают русские фразы. В будущем цель – добиться того, чтобы русский язык на лайнерах MSC стал одним из основных, которых пока пять. Но чтобы стать шестым приоритетным для MSC рынком, нужно предоставить объем хотя бы 10%. Думаю, что это реально на популярных у россиян направлениях, и мы начали реализовывать эти планы.