Наша беседа с Ольгой Хоточкиной, директором «Интурмаркета», закончилась в семь вечера. В это же время у нее началась вторая половина рабочего дня – вторая смена, как она говорит. Последние мейлы от нее приходят в три ночи, а утром она уже доступна по телефону, как обычный офисный работник.
– Ольга, почему такой график? Открытие выставки не завтра и не через неделю. И это уже восьмой «Интурмаркет», не первый…
– К моему большому удивлению, выставка продолжает забирать мое время и силы в несметном количестве. Сама виновата, это мой перфекционизм– каждый год хочу сделать форум лучше и лучше. Много новых проектов будет и в этом году.
– Какой из них главный?
– Главного нет – все равнозначны. Начнем с лозунга. В 2013-м им станет давно известный и остро актуальный сегодня – «Кадры решают всё!» Масса мероприятий деловой программы, которая уже сверстана, так или иначе относятся к этой теме: обучающий семинар UNWTO (Всемирной туристской организации), раскрывающий проблемы индустрии гостеприимства; цикл семинаров «Как повысить эффективность турагентства?»; аттестация менеджеров туристических агентств, межвузовская конференция по образованию в туризме. Кстати, в 2013 году на «Интурмаркете» будет серьезно расширен образовательный сегмент – к вузам добавятся компании, которые занимаются образовательными турами.
В 2013 году «Интурмаркет» вновь станет единой площадкой для обмена опытом среди профессионалов турбизнеса. 18 марта гуру писательского мастерства, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина и ее коллеги приглашают журналистов разобрать типичные ошибки в опубликованных материалах, разъяснить ключевые определения и профессиональные тезисы и, конечно, задать свои вопросы экспертам.
А венчать все это будет отраслевая ярмарка вакансий «ТурКАДРиль», которую мы проведем в партнерстве с медиахолдингом «Служба БАНКО». На ней встретятся работодатели и соискатели работы в туризме, а опытные хедхантеры научат их представлять себя и свои интересы.
Я уже пятнадцатый год в туризме, ежедневно вижу, насколько остра проблема кадров, работодателям вечно не на кого опереться. Но и их требования к менеджеру нереально высоки – тот должен уметь водить подводную лодку, разбираться в экономике, истории и культуре и говорить на трех языках. Не считая банального знания турпродукта. Понятно, что выпускники отраслевых вузов совершенно не подходят под эти «золотые» стандарты. Пора как-то сближать теоретиков и практиков туриндустрии. Ведь страну в ближайшее время ожидает масса грандиозных мероприятий – Универсиада-2013, Олимпийские игры – 2014, Евро-2018. И если не решать кадровые задачи сейчас, отрасль ждет коллапс.
– По вашим ощущениям, на какой стадии сегодня находится «Интурмаркет»? Это еще рассвет или уже зенит?
– Очередной раз я вижу, как усилия нашей команды приносят свои плоды, и при этом выставка уже живет как бы своей жизнью, нередко преподнося сюрпризы. Это похоже на то, как растут дети: вот это точно вложила ты, а это непонятно откуда взялось.
На восьмом году «Интурмаркета», например, неравномерно подтверждены сегменты участников. Регионы России в какой-то невероятной готовности: все бьются за лучшие стенды, российский зал к середине ноября уже полностью закрыт. И это при том, что обычно наш русский человек любит все откладывать на потом. Иностранные участники – практически все, кого мы ожидали, – здесь. Китай пришел в качестве генерального партнера, расширили свое присутствие Турция, Малайзия и Макао, вернулась после долго перерыва Шри-Ланка, подтвердился объединенный стенд Балтии, верные партнеры из стран СНГ увеличили свои стенды.
А у российских туроператоров продолжается посткризисный синдром: есть такие, кто до сих пор размышляет, участвовать ли в выставке. Речь идет не о выборе между двумя весенними площадками, а о присутствии вообще. Причем не по идейным причинам, а, увы, по экономическим. Надеюсь, это последний всплеск кризиса-2008. Все же по тому, есть ли туроператор на выставке, рынок судит о том, насколько хороши его дела. В этом смысле показательна позиция TEZ Tour и Coral– оба снова взяли более 1 000 кв.м, у каждого снова свой зал с отдельным входом, заявлены масштабные семинары по летнему турпродукту.
Есть и примеры нестандартного присутствия. Мы договорились о сотрудничестве с уважаемой мной компанией «Натали турс». Туроператор в силу своих причин имеет стенд на альтернативной площадке, но любезно согласился провести на «Интурмаркете» деловую программу с практическими семинарами. Таким образом, и наша аудитория получит то, что ей не хватало. Я очень рада, что нам удалось найти такой компромисс.
Планируется еще один необычный проект – международный стенд банных фестивалей и конференция, которая, с одной стороны, изменит сложившиеся стереотипы в отношении бани, а с другой стороны продемонстрирует новый тренд в обществе, связанный со стремлением к здоровому образу жизни.
Так что получается, что «Интурмаркет» на взлете. До зенита нам еще далеко.
– Ольга, а программа «Профессиональный покупатель / Hosted Buyers», столь любимая региональными агентствами, сколь и затратная для организаторов, опять сохранится? Не пора оптимизировать эту статью расходов?
– Мы, безусловно, продолжим программу и останемся верны политике поддержки среднего и малого бизнеса в регионах. Но сумма на ее реализацию в последний год стала чрезмерной, поэтому оптимизация неизбежна. Пока я в процессе формулирования того закона Ньютона, по которому мы будем отбирать Hosted Buyers, но предупреждаю: отбор в этом году будет жестче.
При этом мы сами начали очень мощное движение в регионы.
– «Интурмаркет» будет работать не только в Москве?
– Это уже происходит, мы очень плотно взаимодействуем с региональными выставками. Раньше они жили сами по себе, мы – сами по себе. И только года полтора назад, когда началось серьезное взаимопроникновение, ощутили серьезный тыл в их лице. А они, я думаю, в нашем. Мне кажется, это правильный человеческий и профессиональный подход. Кроме обмена стендами, совместно с экспертами РСТ мы обеспечиваем качественную деловую программу с участием серьезных спикеров.
Сейчас подготовили список из 20 мероприятий по актуальным темам туриндустрии, и каждая выставка имеет возможность выбрать четыре-пять мероприятий, которые им близки. Получится своеобразный образовательный марш-бросок.
Интересное наблюдение по последним выставкам: схожие мероприятия, особенно деловые игры, в каждом городе проходят по-разному. Везде они имеют успех, везде не хватает мест, люди сидят в проходах, но игра идет по разным сценариям. Менталитет аудиторий различается. Это говорит о том, какие мы разные, хотя и занимаемся одним делом. Поэтому очень важно общаться и дружить.
– Сначала «Интурмарект» подтягивал к себе регионы, а теперь вы сами пошли туда.
– Да. И в этом я вижу невероятную подпитку. После работы в туризме мне не хватало личного общения с людьми, и даже встречи на «Интурмаркете» не снимали этого дефицита. А в этом году у нас порядка десяти региональных выставок! В этом, наверное, тоже причина цейтнота.
Но для меня важно, что в регионах нас перестали видеть самодовольными москвичами, отношения стали неформальными и по-человечески душевными. А я получила новых друзей, в наше время это бесценный дар.