Партнеры российских операторов в Болгарии
Еще с советских времен у нас сохранился стереотип «Болгария – не заграница», и многие по привычке воспринимают курорты этой страны как продолжение Краснодарского края. Но сходства с каждым годом становится все меньше: пляжная инфраструктура бывшей 16-й республики развивается быстрее, поскольку подпитывается серьезными инвестициями из Западной Европы. Инкаминговый бизнес здесь тоже отличается от российского. Да и сами болгары не устают напоминать: «Мы теперь часть Евросоюза». С целью выяснить, кто и как организует прием отдыхающих из нашей страны, в Болгарии побывала корреспондент «ГЛ».
У кого какой инкаминг
Инкаминг в Болгарии «держат» около пяти крупных игроков, ориентированных, в частности, и на российский рынок. Их средний возраст – 10–15 лет, и некоторые отечественные операторы уже практически сроднились со старыми болгарскими партнерами. Причем с несколькими сразу. По их словам, моногамные отношения проблематичны, поскольку трудно найти универсальную принимающую структуру, одинаково сильную на всех курортах страны. Так, «Интурист-Скайвэй» сотрудничает с BVT (Bulgarian VIP Tours), «Добыр Ден» и рядом других игроков.
Некоторые компании делают основную ставку на одну принимающую фирму. У КАПИТАЛ ТУР, к примеру, по словам руководителя болгарского департамента Дмитрия Черепова, 70% турпотока на этом направлении обслуживает тот же BVT. ICS Travel Group плотно работает с Alma tour, и даже на двери албенского офиса компании висит табличка: Alma tour – ICS.
А руководители самих болгарских турфирм честно признают, что не хотели бы концентрироваться на эксклюзивных отношениях, и взаимодействуют с десятками операторов из России. Однако рынок довольно узкий, и конкуренция воспринимается его участниками особенно болезненно. Отчасти поэтому некоторые из российских компаний, скажем «Балкан Экспресс» и «Нева», открыли на курортах собственные представительства со статусом самостоятельных юридических лиц.
Своя фирма в Болгарии – это не так просто. Чтобы создать ее, надо принять в штат не менее 10 граждан страны, делать ежемесячные отчисления в пенсионный и медицинский страховые фонды и платить подоходный налог (все вместе это составляет 43% от минимального оклада, равного приблизительно 180 левам – 92 евро). Кроме того, зарубежному предпринимателю по болгарскому закону об иностранцах необходимо проводить на территории государства 181 день в году, иначе зачем тогда затевать здесь свой бизнес? «Я оформил себе ПМЖ, так проще: теперь я практически местный, – говорит Сергей Косынкин, соучредитель «Нева Болгария». – Но не думаю, что наличие собственного офиса в Болгарии – вариант, который можно порекомендовать всем. С одной стороны, хорошо, когда отправляющая компания может контро-лировать прием клиентов на курорте, все в одних руках, а с другой – это окупается только при объемах не менее 15 тыс. туристов в год».
Городские штаб-квартиры
Крупные болгарские операторы имеют центральные офисы в больших городах – Софии, Варне, Бургасе, Пловдиве. Там решаются основные вопросы по обслуживанию россиян в стране. А на самих курортах игроки открывают маленькие летние представительства, чтобы контролировать заселение туристов в отель, продавать дополнительные услуги, в случае необходимости разбираться с локальными проблемами и т. д.
Главные городские офисы всех участников рынка размещаются в центральных районах. Столичное отделение BVT, например, находится в старой Софии, на втором этаже жилого дома, в квартире, переоборудованной под деловые нужды. Оно занимает 250 кв. м – пять просторных комнат, оформленных в европейском стиле.
Solvex обосновался неподалеку, тоже в центре болгарской столицы, на первом этаже многоэтажного здания (по соседству с магазином одежды). А в Варне он до недавнего времени был «прописан» в жилом доме, но сейчас компания намерена переместить свой фронт-офис в современный, только что построенный бизнес-центр и «заселиться» там на 200 кв. м вместо нынешних 100. Рядом с новым помещением – автобусная стоянка и железнодорожный вокзал. «Сюда даже удобнее добираться – все виды транспорта под рукой», – говорят сотрудники Solvex.
А вот Alma tour вполне устраивает ее нынешний варненский «штаб», расположенный в двух шагах от главной достопримечательности города – кафедрального собора. С другой стороны с оператором соседствуют бюро переводов, винный трактир и представительство народного хора «Морски звуци».
Летние офисы
На курортах те же компании живут куда проще и скромнее. Заглянув на Солнечном Берегу к BVT, в здание вполне современного торгового центра, корреспондент «ГЛ» обнаружила при входе в офис газовую плиту и стиральную машину, в которой прокручивалось белье. «Достались в наследство от бывших арендодателей, – смеется Мария Рашева, представитель BVT. – Конечно, в деловой интерьер это не вписывается, зато наши сотрудницы, проживающие летом в соседних отелях, могут здесь постирать одежду и сварить чашку кофе».
Далеко не в каждой зоне отдыха принимающие операторы снимают отдельные офисы. Некоторые ограничиваются столиком возле ресепшен отеля, где целый день сидит представитель. По такому пути пошел, к примеру, «Добыр Ден» на Золотых Песках. «Пока нас это устраивает. Ведь Албена, где находится наш хед-офис, совсем рядом с Золотыми Песками», – объясняет Лычезар Тодоров, президент «Добыр Ден».
А вот «Нева» хотя и имеет офис в Албене, на Золотых Песках арендует площадь в отеле «Калиакра», кроме того, располагает штаб-квартирой в собственной гостинице Allegra 4*.
Помещение на Золотых Песках, похожее по оформлению на варненское, есть и у Alma tour – в центре курорта, между отелями «Луна» и «Морско Око». «Филиалы здесь необходимы лишь для технической работы, в частности, чтобы оформлять трансфер. Куда важнее обосноваться в доступном месте в Албене: там больше клиентов, и они часто обращаются к нам по разным вопросам», – говорит Анна Топчиян, генеральный менеджер албенского отделения Alma tour.
Однако выбирать по своему усмотрению «доступное место» в Албене принимающим турфирмам не приходится. Владельцы этого курорта (он представляет собой единое акционерное общество) «поселили» всех операторов под одной крышей – в некоем Культурном центре. Это небольшое прямоугольное трехэтажное здание «советских времен», где компании занимают по одной-две комнаты на третьем этаже. Друг от друга их отделяют тонкие стенки, а внутри помещения почти одинаковые.
Говорят, до прошлого года турфирмы размещались в отеле «Фламинго», там «жилплощади» было больше. Но теперь администрация Албены решила отдать все ресурсы этой гостиницы туристам: на курорте в высокий сезон остро ощущается дефицит номерного фонда.
Впрочем, сотрудников компаний не тяготит столь близкое соседство с конкурентами. Представители разных офисов вместе ходят на перекуры и обсуждают последние новости. «Я бы сказал, это даже полезно», – отмечает Димитр Стоянов, директор варненского офиса Solvex.
Темы из кулуаров
Одна из актуальных тем, обсуждаемых сейчас болгарскими принимающими турфирмами, – сертификаты ISO (International Organization for Standardization – Международная организация по стандартизации). Компании стремятся получить этот документ как доказательство своего соответствия европейским нормам сервиса. ISO-мания началась после вступления Болгарии в Евросоюз, с 1 января 2007 г.
Чтобы стать обладателем почетной бумаги, оператор обязан пройти две проверки по целому списку критериев, которым он должен отвечать. «Мы подаем заявку в ISO, что хотим получить сертификат. К нам приходят представители этой организации и рассматривают на месте все документы, заявки на бронирование, интересуются, были ли жалобы от туристов, обращают внимание на состояние офиса. Потом повторно приезжает комиссия, которая еще раз детально все
изучает и серьезно беседует с каждым из менеджеров», – говорит Николина Добрева, генеральный директор BVT. Но и после того, как турфирма получит сертификат, представители ISO ежегодно наведываются к ней в офис, чтобы убедиться в соблюдении заявленных стандартов сервиса. «В случае чего сертификат могут и отобрать», – поясняет Анна Топчиян.
Еще одна тема, регулярно всплывающая в кулуарных разговорах участников местного турбизнеса, – поиск гидов-представителей, свободно владеющих русским языком. Нанимать россиян не разрешается. Даже в компаниях, основанных нашими соотечественниками, служат болгары. «Если тебе непременно нужен иностранный сотрудник, приходится долго доказывать в Министерстве по социальным вопросам, что он незаменим и умеет делать то, на что не способен болгарин», – рассказывает Димитр Стоянов.
Работа на курортах сезонная, персонал набирают весной, а осенью распускают. Некоторые операторы, например Alma tour, в зимнее время предлагают менеджерам заработок в горнолыжных регионах, а кто-то прицельно нанимает студентов, которые в сентябре все равно вернутся в колледжи и институты.
Редакция благодарит компанию Solvex за организацию поездки журналиста «ГЛ» в Болгарию.