Или как перестать терять время и деньги
В последнее время на туристическом рынке особенно остро ощущается нехватка квалифицированных кадров. В турагентства приходят выпускники вузов, совершенно не готовые к реальной работе, или продажники из других сфер, которые уверены, что Анталья – это столица Турции. А опытные менеджеры часто не поспевают за новыми технологиями и теряют клиента на пустом, казалось бы, месте. О том, как решить эти проблемы, мы говорили с управляющим директором Travel School Сергеем Демидовым.
Сергей, так откуда взять грамотных специалистов? Особенно сейчас, в «высокий» сезон, когда рук не хватает, но на вакансию менеджера по туризму откликаются в основном те, кто посмотрел все серии «Орла и решки» и решил, что этого достаточно?
Вариант только один: дотягивать их до необходимого уровня. Ведь бывает так, что на собеседование приходит человек, который прекрасно общается, впечатляет вас своим кругозором, только вот опыта работы в туризме у него нет. Однако тут есть проблема: у самого турагентства, как правило, нет ни ресурсов, ни возможностей, чтобы выращивать специалистов. Основная сложность в том, что не получается обучать их структурированно: новый сотрудник получает знания фрагментарно, хаотично. Избежать бессистемной подачи тут, к сожалению, и не удастся – ни один сотрудник турфирмы не может целый день сидеть рядом с новичком и, условно говоря, держать его за ручку. Ведь «выпускать» необученного менеджера к туристам нельзя: самое меньшее, чем закончится его работа, это потерянная прибыль. В худшем случае раздосадованный турист напишет гневные отзывы везде, где только можно, и к недополученному доходу добавятся еще и репутационные потери.
Могу сказать по собственному опыту, что в итоге огромное количество стажеров, которые могли бы стать прекрасными специалистами, просто сбегают. Они ощущают себя щенками, брошенными в воду, – зачастую им приходится буквально выпрашивать необходимую информацию у сотрудников, при этом они понимают, что этих знаний всё равно не хватает для полноценной работы, а вебинары, которые они смотрят «пачками», тоже не приближают их к цели.
Вы хотите сказать, что вырастить специалиста в турагентстве невозможно? Откуда же фирмы тогда вообще берут новых сотрудников?
Нет, конечно, возможно. Но долго, дорого и сложно. Ведь время, потраченное другими специалистами на обучение новичка, не вернуть, как и упущенные возможности. При этом стажер, который проводит недели за просмотром вебинаров, никакой прибыли компании не приносит, а зарплату получает… То есть на самом деле турагентства занимаются этим от безысходности, а не потому, что это лучший вариант из возможных. Когда я столкнулся с этим сам, и возникла идея помочь туристической рознице утолить кадровый голод в туристической сфере. Разработанная в Travel School методика позволяет всего за две недели дать менеджеру те знания, которые в агентстве он получил бы за несколько месяцев. А главное, в его голове складывается целостная картина, а не отдельные кусочки мозаики.
Что-то не очень верится, что из неопытного кандидата можно всего за две недели сделать грамотного менеджера турагентства. Разве на лекциях опыта наберешься?
Опыт появляется только в процессе работы, с этим я спорить не буду. Но за две недели занятий, которые продолжаются с 12 утра до 8 вечера, мы вкладываем в головы наших студентов ту базу, с которой они уже могут смело приступать к продажам. А главное наше отличие от профильных вузов в том, что наши программы не оторваны от реальности – они разработаны директорами турагентств, которые знают всю внутреннюю кухню турбизнеса лучше, чем какой-нибудь кандидат наук (хотя наши преподаватели тоже имеют ученые степени). И занятия многих из них – это скорее тренинги, чем лекции, на которых даются исключительно практические навыки. Поэтому наши выпускники, приходя в агентство, уже знают всё о текущей ситуации на рынке, о том, что происходит на ключевых туристических направлениях.
И тем не менее работодатели вряд ли будут за это платить. Кто согласится отдать деньги за обучение потенциального работника? Сколько, кстати, это стоит?
С одной стороны – безусловно, платить за обучение должен сам специалист, который собирается работать в туристической сфере. Ведь, откровенно говоря, здесь получается замкнутый круг. Когда ко мне в турагентство приходит кандидат на должность менеджера по туризму, первое, чем я интересуюсь, – есть ли опыт работы? Если нет, то и говорить не о чем. А как ему получить этот опыт, если везде он слышит такой ответ? Руководителям турагентств мы советуем таких соискателей направлять к нам: если человек серьезно настроен на работу в данной области, он должен сам вложиться в свою подготовку. Тем более что сумасшедших денег на это не требуется: двухнедельный курс стоит всего 20 тысяч рублей. Сумма не такая большая, чтобы ее не нашел даже вчерашний студент. Но при этом достаточная для того, чтобы отсечь всех тех, кто идет в туризм, предполагая, что работа будет заключаться в бесплатных поездках в ознакомительные туры.
С другой стороны, у меня стоит очередь из руководителей турагентств, готовых платить за тех специалистов, которых мы обучаем. Серьезно, на выпуск, который состоится у нас 28 июля, уже куча запросов, практически все специалисты, которые пришли к нам сами, уже разобраны. Это при том, что мы даже еще нигде не освещали дату выпуска. Туристический рынок не такой большой, как кажется, информация здесь распространяется быстро. Кстати, руководители турагентств всё чаще присылают к нам на обучение и своих действующих менеджеров.
Ну, а опытных-то менеджеров чему учить?
Для действующих турагентов у нас проходят тренинги, в основном посвященные различным техникам продаж: как работать с туристом в офисе и удаленно, как грамотно вести себя в отношении депозитов, промопрайсов – очень много всего, перечислять всё смысла нет, список можно увидеть на нашем сайте. Эти тренинги рассчитаны максимум на два дня, поскольку мы прекрасно знаем, как тяжело директору фирмы отпустить своего бойца хотя бы на неделю.
Есть программы и для директоров турагентств. Они касаются кадровых вопросов, SEO, SMM (как построить соцсеть для турагентства и как привлечь покупателей через нее), маркетинга. Такие циклы тренингов мы недавно провели для директоров агентств сети Sletat.ru и туроператора TUI. Это оказалась очень интересная и одновременно сложная задача: пришли люди совершенно разных уровней – у некоторых «учеников» я сам нашел бы чему поучиться. Но мы справились! В тех отзывах, которые мы получили по итогам, не то что ни одного негативного не было, даже ни одного «но» не проскочило. Так что эти совместные проекты будем продолжать.
Что еще в ближайших планах?
Сейчас мы работаем над онлайн-формой обучения, поскольку одна из ключевых проблем заключается в том, что на наши курсы очень многие хотят попасть, но приехать не могут. Ну и, конечно, стоимость вебинаров будет в разы ниже, чем очных занятий, при том, что вести их будут лучшие тренеры. Запуск онлайна мы анонсируем на сайте, не пропустите!
А в августе у нас стартует совместный проект с Управлением по туризму и культуре Абу-Даби. Мы проедем со своими самыми мощными тренингами по продажам по 7 городам: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Воронеж, Минск, Пермь. Посетители семинаров смогут совместить приятное с полезным: менеджеры не только приобретут практические навыки, которые позволят им увеличить доход, но и получат возможность, обогатив свои знания по турпродукту Абу-Даби, выиграть бесплатные поездки в FAM TRIP в столицу ОАЭ. При этом стоимость обучения, благодаря участию наших партнеров из Абу-Даби, будет гораздо ниже рыночной. Так что планируйте свое участие уже сегодня, мест может не хватить!
На правах рекламы